Как картина «Заход солнца над Адриатикой» написанная ослом с Монмартра стала шедевром
0
0
719
просмотров
В 1910 году в Париже проходила очередная выставка Салона независимых художников. Среди представленных публике картин была работа молодого итальянского мастера Иоахима-Рафаэля Боронали под названием «Заход солнца над Адриатикой». Зрителям и критикам картина понравилась, и молодому итальянцу уже предрекали творческий успех, как вдруг выяснилось скандальное обстоятельство.

Итальянский художник Боронали, чья картина «Заход солнца над Адриатикой», вызвала огромный отклик, через парижские газеты предложил манифест школы эксцессивистов, к которой себя и относил. В манифесте провозглашалась идея чрезмерности, яркости и власти фантазии вопреки устоявшимся в среде художников традициям и ограничениям.

Зрителям и критикам картина понравилась, и молодому итальянцу уже предрекали творческий успех, как вдруг выяснилось, что итальянцем-то автор картины не был, как впрочем, не был он Боронали и вообще – человеком. «Заход солнца над Адриатикой» написал осел по имени Лоло.

Вывеска заведения *Ловкий кролик*

Справедливости ради, организатором затеи был-таки человек - 25-летний не то журналист, не то критик Ролан Доржелес. В компании с другими завсегдатаями кафе «Ловкий кролик», что на Монмартре, он решил таким способом высмеять снобизм и неразборчивость посетителей выставок. Технически все было не особенно сложно. С разрешения папаши Фреде, хозяина осла и кафе, к хвосту Лоло привязали кисть, а позади поставили мольберт с холстом и банки с краской, куда окунали кисточку.

Осла угостили его любимой морковкой, и он радостно замахал хвостом из стороны в сторону. Так были нанесены первые мазки. Дальше процедура повторялась – до тех пор, пока полотно не оказалось полностью закрашенным, а Доржелес не констатировал, что написанное является изображением морского заката. С самого начала процесс был запротоколирован официально заранее приглашенным судебным приставом, который подтвердил авторство произведения. На полотне было выведено имя Боронали – анаграмма к лафонтеновскому Алиборону, тоже ослу.

«А кисть гуляла и гуляла по полотну, и мало-помалу невообразимая пачкотня покрыла поверхность последнего. «Картина», которой предстояло вызывать восхищение снобов, была готова. По правде говоря, это произведение недолго обдумывалось его творцом. Но тюбики с краской быстро пустели, – и среди пачкотни на полотне можно было уловить по временам очень любопытные красочные эффекты, оригинальные замыслы, символы и образы» - вспоминал Франсис Карко, современник и приятель Доржелеса.

Название картины «Заход солнца над Адриатикой» отсылало к работе Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» - с нее в 1872 году началась эра импрессионизма. Имел ли в виду Доржелес, что «Заходом солнца» этой эре положен конец или что обе картины равны по значимости с точки зрения роли в искусстве – вопрос спорный. Тем не менее нужно признать, что Париж начала 20 века был пронизан новаторскими идеями художников, отрицавших то перспективу, то форму, то цвет, то все вместе. Пикассо уже пробует силы в кубизме, а Анри Матисс в том же 1910 году будет освистан и раскритикован за картину «Танец».

Произведение за авторством осла, отрицавшее на этот раз самого художника как необходимый элемент при создании картины, в целом пришлось публике по душе. Были и те, кого покоробил и оскорбил эксперимент, ведь исполнителем замысла был избран не кролик и не кот, а именно осел – уж не намекали ли шутники на уровень художественного вкуса и образования почтенной публики? Для ряда ценителей классической живописи картина Боронали стала символом всего авангарда – символом упадка и деградации живописного искусства.

Тем не менее, сами толки, циркулировавшие в связи с невероятной картиной, подтверждали, что авантюра удалась. К тому же вскоре после выставки картина была продана скульптору Андре Мэйо за 20 луи (современные 500 евро), которые Доржелес пожертвовал в адрес детей-сирот. Самого Доржелеса впереди ждала литературная слава – в 1919 году он написал роман «Деревянные кресты», который был номинирован на Гонкуровскую премию, но уступил книге Марселя Пруста «Под сенью девушек в цвету». Скончался он в 87 лет в Париже. Что касается ослика Лоло, после смерти хозяина он был отправлен доживать свои дни на ферму в Нормандию.

Ролан Доржелес

Картина «Заход солнца над Адриатикой» в настоящее время находится в частном владении, она выставлена для осмотра посетителями в городке Мийи-ла-Форе неподалеку от Парижа. В 2016 году она была выставлена в парижском культурном центре Гран-Пале (Большой дворец) и подтвердила, таким образом, свой статус произведения искусства.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится