10 июля нынешнего года Christie’s продал работу «Триумфальная арка», написанную в феврале-марте 1962 года, примерно за 22,4 миллиона долларов. Она заняла третью строчку среди произведений Магритта, когда-либо выставленных на открытые торги. Посмотрим на первую пятёрку.
№5. «Чувствительная струна»
«Я ощущаю желание написать облако, возможно, сотню. И я окружаю их формами, значение которых ускользает от меня, до тех пор, пока меня вновь не посещает вдохновение, и я осознаю, что под облаком находится хрустальный бокал», — объяснял Рене Магритт свою работу «Чувствительная струна».
Картина, созданная в 1960 году, стала совершенно уникальным мотивом в творчестве художника. В этом обманчиво простом образе он объединил предметы повседневного обихода и преобразующиеся элементы. Среди крупнейших произведений Магритта это — одна из самых поэтичных попыток раскрыть и насладиться загадкой, которая существует в каждой части реального мира.
Первоначально Магритт преподнёс этот нежный образ облака в хрустальной чаше своей жене Жоржетте. Однако несколько лет спустя дилер Рене Лашовски убедила пару продать картину ей. Среди последующих владельцев полотна был сын всемирно известного ювелира Рональд Уинстон. А до продажи на Christie’s в феврале 2017 года оно почти три десятка лет принадлежало одному коллекционеру. На аукционе три года назад «Чувствительную струну» купили за 17,9 миллиона долларов. Это в 2,5 раза превзошло предыдущий рекорд для произведений Магритта, установленный картиной «Личные ценности», которую за 7,1 миллиона долларов приобрёл в 1998 году Музей современного искусства Сан-Франциско.
№4. «Империя света»
«У меня появилась идея, что день и ночь существуют вместе, они едины. Это разумно или хотя бы соответствует нашим знаниям: в мире ночь всегда существует одновременно с днём. Так же, как одни люди ощущают печаль в то же время, как другие — счастье», — пояснял Рене Магритт.
Ключевым элементом его «Империи света» стала погружённая в темноту тихая улица, очень похожая на Рю де Эссгем в Брюсселе, где жил художник. Одинокий фонарь освещает сцену, словно маяк, и лишь несколько окон слабо светятся изнутри. Однако этот безмятежный ночной пейзаж венчает залитое дневным солнцем небо, по которому дрейфуют белые облака.
Этот парадоксальный образ ночной улицы, написанный в 1949 году, впервые был выставлен на публичные торги Christie’s в ноябре 2017 года и куплен за 20,6 миллиона долларов. Это первая работа в знаковой серии, которую художник развивал в течение следующих 15-ти лет. В 1950 году картину приобрёл Нельсон Рокфеллер, на тот момент глава знаменитой семьи промышленников, политиков и банкиров. Другие авторские копии можно увидеть в постоянных коллекциях Музея современного искусства в Нью-Йорке и Королевского музея изящных искусств Бельгии.
№3. «Триумфальная арка»
«Дерево, которое поднимается от земли к солнцу, — это образ определённого счастья. Чтобы воспринять этот образ, мы должны стать неподвижны, как дерево. Когда мы двигаемся, дерево становится зрителем. Оно в равной степени более или менее постоянный свидетель нашей жизни, когда принимает форму стула, стола, двери. Став гробом, дерево исчезает в земле. А когда оно превращается в пламя, то исчезает в воздухе», — размышлял Рене Магритт.
Он закончил эту картину в конце февраля — начале марта 1962 года, чтобы показать едва высохшее полотно на ежегодном салоне Шарлеруа. Тогда картину, которая носила название «Вкусы и цвета» приобрёл Гарри Торчинер, близкий друг художника и коллекционер его работ. Позже Магритт переименовал работу в «Триумфальную арку». «На решение повлияло то, что дерево окружено ореолом хаотично разбросанных листьев, великолепным фоном зелёного и синего цветов, и ему нужно было дать единственно подходящее название — Триумфальная арка», писал Торчинер.
В июле 2020 года картина впервые за 28 лет появилась на аукционе и была продана за эквивалент в 22,4 миллиона долларов.
№2. «Общее место»
Это единственная картина в списке, где присутствует культовый образ Магритта — человек в котелке. Эта безликая и заурядная фигура в типично буржуазном наряде воплощала всё общее, обычное и обыденное — то, что художник однажды назвал «единицей человека». Поскольку сам он часто позировал фотографам в котелке, специально купленном для таких случаев, персонажа в шляпе на его картинах иногда принимали за нечто вроде автопортрета. Однако «Общее место», где раскрывается лицо загадочного героя, свидетельствует об ошибочности такого предположения.
Магритт намеренно не пояснял, изображены ли тут два идентичных человека или лишь один, видимый одновременно с двух точек зрения. Название картины отражает эту двусмысленность — фигура появляется и в то же время исчезает, раскрывается и скрывается на фоне совершенно необычного места. Оно одновременно представляет собой и город, и лес, и передний план, и задний. Как и сам художник, человек в котелке бродит по странному ландшафту таинственных возможностей.
В феврале 2019 года картина должна была стать рекордсменом среди работ Магритта, когда-либо проданных на аукционе. Christie’s выставил её на продажу с предварительной оценкой в 15−20 миллионов фунтов стерлингов (20−26 миллионов долларов). Однако лот не смог «взять высоту» — его окончательная цена составила 18,4 миллиона фунтов или 24,3 миллиона долларов. Впрочем, это обеспечило ему «серебро» на пьедестале лидеров.
№1. «Принцип удовольствия»
На данный момент это самая дорогая картина Рене Магритта, побывавшая на публичных торгах. Она была выставлена на аукцион Sotheby’s в ноябре 2018-го — буквально за три месяца до продажи «Обычного места» — и ушла за 26,8 миллиона долларов.
Это восхитительный портрет наследника миллионов Эдварда Джеймса, одного из самых влиятельных покровителей сюрреалистов. Магритту его представил Сальвадор Дали в 1937 году. Картина была написана по заказу Джеймса с фотографии, которую в соответствии с указаниями живописца сделал другой сюрреалист, Ман Рэй. Между тем, Магритт представил концепцию этой работы ещё до встречи с Джеймсом — годом ранее он сделал подобный набросок тушью на первой странице сделанной вручную книги в честь поэта Поля Элюара.
Пока ни одна из картин Рене Магритта не достигла планки в 30 миллионов долларов. Это удивительно, ведь сюрреализм играет важную роль в художественном каноне ХХ века, а популярность работ этого художника в последние годы растёт. Впрочем, речь идёт об открытых торгах, где цены называют вслух. Стоимость частных сделок не разглашается, но по сведениям издания The Art Newspaper, в таких случаях некоторые работы Магритта продавались «в диапазоне от 30+ миллионов до 40+ миллионов долларов». Впрочем, если нынешний владелец «Сына человеческого» решит продать эту картину, мы наверняка услышим о более впечатляющих суммах.