Легенда 1. Невский начал править, когда был совсем юным
Вердикт: это отчасти правда.
У княжичей и других знатных людей на Руси взрослая жизнь начиналась очень рано. Когда Александру было семь лет, он вместе со старшим братом Федором стал наместником отца, князя Ярослава Всеволодовича, в Новгороде. Правда, делами тогда занимались оставленные с детьми боярин Федор Данилович и тиун Яким. А по-настоящему править Александр начал в 26 лет, после смерти отца.
Легенда 2. Он был жестоким и беспощадным: отрубал носы и выкалывал глаза
Вердикт: это правда.
В Средневековье права человека воспринимались не так, как сейчас: жизнь незнатных людей совсем не ценилась. Освободив в 1241 году захваченную крепость Копорье, князь взял рыцарей Ливонского ордена в плен и привел в Новгород. Подчинившихся им местных жителей Александр повесил, чтобы неповадно было. А во время похода на территории Дерптского епископства в 1242 году он отпустил своих воинов «в зажитья», то есть грабить земледельцев и рыболовов, проживавших на вражеской территории.
Так воевали и его противники, и другие князья той эпохи. Но когда в 1257 году его сын Василий, который тогда был новгородским князем, не пожелал давать татарам дань и бежал в Псков, Александр действительно жестоко расправился с его слугами: «Овому носа урезаша, а иному очи выняша». Это было очень суровым наказанием, но и ситуация была опасной: в Новгороде началась смута. Посадник Михалко Степанович был убит, а литовцы совершили удачный набег на город Торжок — крупный торговый пункт на пути в Новгород из южных районов Руси.
Легенда 3. Его начали называть Невским еще при жизни
Вердикт: это неправда.
Невское сражение между шведскими и новгородскими войсками в 1240 году стало действительно большой победой князя, но впервые прозвище Невский появляется в тексте под названием «А се князи русьстии» начала XV века. А употреблять его стали еще позднее — после канонизации Александра в 1547 году.
Окончательно оно закрепилось при Петре I, который перенес мощи князя из Владимира в Санкт-Петербург. Это был символ давней победы над Швецией, с которой Петр вел войну. Император также велел перенести день празднования памяти Александра Невского с 23 ноября на 30 августа. Именно тогда был подписан победный Ништадтский мир, завершивший тяжелую Северную войну (1700–1721) между Шведским королевством и коалицией государств Северной Европы (в том числе Россией) за обладание прибалтийскими землями и господство на Балтийском море.
Легенда 4. Он был за мир с Ордой
Вердикт: это правда.
Во время походов хана Батыя на Русь в 1237–1238 и 1239–1240 годах, а также в первое время после них молодой Александр ничего не решал — это делали старшие, князья Михаил Черниговский, Даниил Галицкий и отец Александра, Ярослав Всеволодович. Первый вскоре погиб в Орде, второй безуспешно пытался получить помощь с Запада, а третий в итоге признал власть хана. Брат Александра Андрей попробовал не подчиниться и был вынужден бежать в Швецию от карательной экспедиции — «Неврюевой рати». Александр на конфликт с Ордой не пошел. Вряд ли это его радовало, но политика — вещь жестокая. К тому же сил для противостояния Монгольской империи у него было недостаточно.
Легенда 5. И предал русские княжества
Вердикт: это неправда.
Александр бывал жесток, но вряд ли его можно назвать предателем, добровольно перешедшим на службу завоевателям. Легенда о том, что хан Батый сделал князя «нареченным сыном» и даже наследником Золотой Орды, — вымысел советского писателя Алексея Югова, автора романа «Ратоборцы». А историк Лев Гумилев бездоказательно утверждал, что Александр даже побратался с сыном хана Сартаком.
Можно встретить мнение, что в 1252 году Александр поехал в Орду с жалобой или доносом на брата Андрея — следствием этого как раз был поход Неврюя. Об этом в XVIII веке писал историк Татищев:
«Жаловася Александр на брата своего великого князя Андрея, яко сольстив хана, взя великое княжение под ним, яко старейшим, и грады отческие ему поимал, и выходы и тамги хану платит не сполна».
Но доверять этому сочинению трудно: нам неизвестно, на основании чего оно было написано. К тому же в других источниках об этом ничего нет.
Как и другие князья, Александр подчинялся ханской воле, ездил в Орду, платил дань и получал ярлык на княжение. Опираясь на новгородскую знать, он заставил горожан подчиниться татарской переписи и необходимости платить хану. Но действовать по-другому он не мог, иначе пришлось бы бежать, а перепись (вместе с карательной экспедицией) провел бы более сговорчивый князь.
Легенда 6. Это он сказал: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»
Вердикт: это неправда.
Отрывок из фильма «Александр Невский». Режиссер Сергей Эйзенштейн. 1938 год
В немногих дошедших до нас летописных источниках, которые повествуют о сражениях Александра с немцами, никаких упоминаний подобной речи нет. Эта легенда, скорее всего, возникла после выхода знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», главный герой которого вольно цитирует Евангелие от Матфея: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».
Легенда 7. Невский не проиграл ни одного сражения
Вердикт: это правда.
Князя с ранних лет воспитывали как будущего воина: еще ребенком он начал сопровождать отца в походах. В 1235 году четырнадцатилетний Александр участвовал в битве на реке Эмайыги (в современной Эстонии), где войска Ярослава Всеволодовича разгромили немцев.
Помимо известных побед в Невской битве и Ледовом побоище, князь успешно отражал набеги литовских вождей, а в 1256 году совершил большой поход в Финляндию: «Приде на землю емьскую, овых избиша, а другых изъимаша; и придоша новгородци с княземь Олександромь вси здорови».
Легенда 8. Он выиграл Ледовое побоище, потому что немцы были в очень тяжелых доспехах
Вердикт: это неправда.
Снаряжение полноценного конного воина той эпохи (рыцаря Ливонского ордена или княжеского дружинника) было примерно одинаковым, в том числе и по весу. С обеих сторон сражались и тяжеловооруженные, и легковооруженные воины.
На самом деле победа была достигнута за счет грамотного тактического маневра и распределения сил. В итоге, согласно разным немецким источникам, погибли на поле боя или попали в плен несколько десятков немецких рыцарей — очень большие потери по тем временам.
Легенда 9. Невской битвы вообще не было
Вердикт: это неправда.
О сражении написано и в русских летописях, и в немецкой Ливонской рифмованной хронике XIII века. Конечно, безымянный немецкий автор восхвалял подвиги «божьих рыцарей» Ливонского ордена и преуменьшал их поражение, и все же он не отрицал того факта, что битва была и русские победили. Другое дело, что это не было эпохальным сражением, изменившим судьбы стран и народов, хоть в нем и участвовало больше тысячи и, возможно, даже несколько тысяч человек.
На русско-ливонской границе вооруженные столкновения и большие походы соседей друг на друга были обычным делом. Войска Ливонского ордена не раз осаждали Псков, а русские князья, в свою очередь, водили дружины вглубь немецких владений. Например, Святослав и Михаил Ярославичи вместе с переяславскими ратями под руководством Дмитрия Александровича, сына князя, разбили объединенное войско датчан и Ливонского ордена.
Легенда 10. Александр Невский переписывался с папой римским
Вердикт: это правда.
Князь действительно вел переписку с папой Иннокентием IV. Например, в послании от января 1248 года тот высоко оценил мудрость Александра, его приверженность христианству и нежелание служить «татарским дикарям». Любопытно, что сам Александр в то время собирался ехать в Орду.
В другом послании Иннокентий IV радовался тому, что князь согласился перейти в католичество и построить в Пскове «соборный храм для латинян». Видимо, папа неправильно понял одно из посланий Александра, которое до нас, к сожалению, не дошло. Уже находясь у хана Батыя, князь передал папе твердый отказ: «…от вас учения не приемлем».
Легенда 11. Перед смертью он принял монашеский постриг
Вердикт: это правда.
Князь принял постриг под именем Алексий, а в 1547 году его причислили к лику святых как монаха, благоверного князя и прародителя московских государей. Но начиная с XVIII века изображение Александра в монашеском одеянии было запрещено Синодом: Петр I велел почитать его именно как воина-правителя.