Но есть сериалы, которые привлекают зрительское внимание иначе, переворачивая ожидания с ног на голову. Рассказанные в них истории не похожи между собой, и именно непохожесть выделяет их среди других шоу.
Предлагаем вам подборку сериалов с небанальными и лихо закрученными сюжетами, где найдётся место мистической драме в исторических декорациях, комедии про школу, фрейдистской фантастике, деконструкции супергероики, психологическому триллеру, параноидально-конспирологическому «комиксу» и не только…
«Легион»: неординарный и захватывающий сериал от создателя «Фарго» Ноа Хоули
Легион / Legion (2017-...)
Рейтинг IMDb: 8.3; Кинопоиска: 7.4
Ещё один настолько же неординарный, насколько суперуспешный телевизионный проект от создателя «Фарго» Ноа Хоули буквально перевернул представление о комикс-сюжетах. Разворачивая историю в лучших традициях «Хранителей» или «Vендетты» Алана Мура, создатели представляют зрителю умное (но без самолюбования) супергеройское нечто, мастерски обращающееся с захватывающим сюжетом, звуковым сопровождением и визуальными решениями, создавая удивительный гибрид, который может найти своего зрителя среди представителей самых разных фокус-групп.
И это не говорит о том что «Легион» хочет понравиться всем – просто ему есть чем увлечь людей с абсолютно разными пристрастиями. Именно поэтому у «супергеройского артхауса», как его называют в народе, стабильно высокие оценки и зрительская популярность. Благодаря умению сочетать несочитаемое, сериал сравнивают то с «Твин Пиксом», то с «Лекссом». Несмотря на то, что действие сериала происходит во вселенной «Людей Икс», создатели постарались дистанцироваться от оригинальной франшизы и сосредоточились на истории сына профессора Ксавье Дэвида Хэллера по прозвищу Легион, который страдает диссоциативным расстройством личности, которая расщеплена на несколько самостоятельных враждующих индивидуальностей, и одновременно обладает огромным могуществом.
Он по сути неуязвим, например, может возвращаться в прошлое и предупреждать себя о грядущих опасностях, может менять окружающую реальность, превращая окружающий мир в бесконечный бэд-трип. Однако всё могущество заперто в непослушном теле, за которым охотятся как доброжелательная героиня Одри Плаза, так и влиятельная группировка недоброжелателей. Только сам герой порой задумывается, а не является ли всё это лишь бредом его воспалённого сознания?
Абсурд и яркость «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла, игры со временем в духе Кристофера Нолана, неоновые оттенки, напоминающие о работах Рефна, антуражи и костюмы, которым мог бы позавидовать Уэс Андерсон и саундтрек, не уступающий творениям Ханса Циммера и плейлисту из «Стражей Галактики» одновременно – всё это «Легион». Блестящий гармоничный актёрский ансамбль в лице Дэна Стивенса, Одри Плаза, Билла Ирвина и других отлично передаёт сложную и противоречивую гамму эмоций, вызванных окружающим их безумием. На выходе же получается захватывающее неглупое и неординарное зрелище, пропустить которое было бы очевидной ошибкой.
«Американские боги»: сражение старых религий и новых технологий
Американские боги / American Gods (2017- ...)
Рейтинг IMDb: 8.0; Кинопоиска: 7.4
Экранизация знаменитого одноимённого фэнтезийного романа от Нила Геймана была лишь вопросом времени и время это настало в 2017 году. Вопреки на заявленной «жанровости», сериал несколько сложнее и мрачнее, чем подобает картинам, маркированным ярлыком «фэнтези» – несмотря на фантастические события и заигрывания с мифологией, «Американские боги» размышляют о вопросах веры, то в сатирическом ключе, то вполне серьёзно. Возвращая к жизни забытых и не очень богов, помещая их в современное американское общество, создатели пытаются представить какими они могли бы быть, если бы ходили между людей, почему вера в одних угасла, а в других живёт и какие новые боги, уже воспеваемые людьми, пусть пока и неосознанно, вот-вот придут на смену традиционным религиям.
В широком смысле, это и притча о столкновении старого с новым, но поданная современно: ярко, динамично, с юмором, порой откровенно чёрным, и размышления об американской культуре, как продукте «плавильного котла», где перегорали и перегорают выходцы разных культур, представители разных цивилизаций.
Главный герой сериала – преступник по имени Тень, который в день выхода из тюрьмы встречает странного человека, представившегося как мистер Среда. Среда предлагает Тени работу телохранителя, на которую тот не сразу, но соглашается. Тут-то и начинается чертовщина. Погибшая накануне в автокатастрофе жена Тени возвращается к нему в виде живого трупа, а сам он оказывается втянут в противостояние, масштабов которого не в силах понять. Да и как поймёшь, когда вокруг тебя объявляются существа, обладающие нечеловеческими способностями и носящие имена богов? Один, Чернобог, Ананси, Иисус, да прочие джинны с лепреконами – полна коробочка. Хочет того Тень или нет, но ему предстоит стать участником битвы, в которой сойдутся старые и новые боги…
Сериал выделяется не только захватывающим адаптированным сюжетом, но также весьма органичным актёрским ансамблем (Иэн Макшейн, Эмили Браунинг, Джиллиан Андерсон), талантливой постановкой и «сочной картинкой». Одним из плюсов стало непосредственное участие в проекте Нила Геймана – автора первоисточника, который не только отдал сценаристам на откуп «Американских Богов» и «Детей Ананси» (близкий по теме роман), но и принимал активное участие в производстве, что и подарило миру неоднозначный сериал, который ждал однозначный успех.
«Потерянная комната»: Мистический детектив в стиле Стивена Кинга
Потерянная комната / The Lost Room (2006)
Рейтинг IMDb: 8.3; Кинопоиска: 8.0
Мистическо-фантастический детективный мини-сериал о гостиничном номере, само существование которого может покачнуть представление об устройстве мира, неслучайно полюбился зрителям по всему миру. Закрученный детективный сюжет, захватывает зрителя с первых сцен.
Вполне предсказуемо, что многие критики проводят параллели между сериалом и сюжетами произведений Стивена Кинга. Интрига, саспенс, немного паранойи, фантастическо-философские размышления о природе пространства и времени, религиозно-мистические мотивы, общая странность происходящего – наталкивают на сравнения с «Лангольерами», «11.22.63», «Мглой» и историей о нехорошем номере «1408». Но не Кингом единым в сравнение с небольшим, относительно камерным проектом ставят «Остаться в живых», «Грань», «4400» и другие «долгоиграющие» проекты.
По сюжету детектив Джо Миллер расследует на первый взгляд обычное убийство в ломбарде. Уликой и причиной схватки оказывается ключ, который… открывает любую дверь, а также позволяет попасть в ту самую «потерянную» комнату. По стечению обстоятельств, в комнату входит дочь самого Джо и бесследно исчезает. Детектив отправляется следом и понимает, что на самом ключ – это не единственный артефакт, связанный с комнатой. Само собой, такие необычайные и полезные для нечистых на руку людей предметы вызывают усиленный интерес – в погоню отправляются религиозные фанатики и другие желающие приобщиться к могуществу или напротив – уберечь человечество от него. Детектив Миллер же должен найти свою дочь и попытаться понять природу таинственной комнаты.
Помимо лихо закрученного сюжета, питающего крепкий сценарий, сериал собрал крепкий актёрский состав: кроме исполнителя главной роли Питера Краузе, дочь детектива здесь играет совсем юная Эль Фаннинг, есть Питер Джекобсон, Деннис Кристофер, Кевин Поллак – все на своих местах. Опытный режиссёрский дуэт справляется с обязанностями; ещё бы – за плечами вполне соответствующие духу «Потерянной комнаты» сериалы «4400», легендарный «Квантовый скачок», всё о тех же временных перемещениях, «Секретные материалы» и «Особняк «Красная роза» по тому же Стивену Кингу. Всё вышеперечисленное позволяет сериалу неизменно держать высокий рейтинг на ведущих киноведческих площадках.
«Маньяк»: Запутанное и фантасмагоричное сновидческое путешествие в поисках себя
Маньяк / Maniac (2018)
Рейтинг IMDb: 7,8; Кинопоиска: 7,5
Что такое «Маньяк»? Очень сложно ответить на этот вопрос однозначно. Это одновременно и фантастическая история с использованием несуществующих технологий, и сновидческо-психоаналитечиский абсурдистский сюр, а, кроме того, драма о потере близкого и принятии себя. Сериал поначалу кажется своеобразным альманахом разрозненных историй, нанизанных на основную сюжетную линию.
Создатели будто пытались охватить за один сезон как можно больше жанров: криминальная история о похищенном лемуре, навевающая мысли о фильмах братьев Коэн, фэнтезийный сюжет, пародирующий «Властелина колец», шпионский боевик в духе Джеймса Бонда… А то, что кажется «верхним слоем», реальностью – на деле альтернативная нашей ретрофутуристическая вселенная. Конечно, всевозможных отсылок, оммажей и референсов в сериале куда больше. Например, имена героев отсылают к персонажам киберпанкового романа Уильяма Гибсона, другая литературная отсылка – поиск героями пропавшей главы из «Дон Кихота».
И как получилось, что при таком урагане всевозможных идей, частой смене декораций сериал не рассыпается на части, а выглядит цельной и весьма пронзительной историей? Не обошлось тут без создателя культового «Настоящего детектива» Кэри Фукунаги и шоураннера-сценариста Патрика Соммервиля известного по «Оставленным». Главный дуэт сериала выше всяких похвал – окончательно отошедший от комедийных ролей Джона Хилл и никогда не ограничивавшая себя в характерах Эмма Стоун идеально попадают в типажи своих героев; нельзя не отметить и таких грандов как Салли Филд («Форрест Гамп») и Гэбриэл Бирн («Подозрительные лица») на вторых ролях. В силу того, что сериал совмещает в себе множество историй – огромная работа легла на плечи декораторов и костюмеров, которые справились с задачей на пятёрку.
Главные герои «Маньяка», Оуэн Милгрим и Энни Ландсберг принимают участие в тестировке препарата фармацевтической корпорации. Оуэн пытается таким образом обеспечить независимость от довлеющей над ним семьи, Энни же просто пристрастилась к успокаивающему эффекту препарата, который позволяет ей заглушить воспоминания об утрате. Подозревающий в себе шизофреника Оуэн сближается с Энни в таинственном исследовательском центре и их необычайные сновидения переплетаются между собой…
«Пацаны»: Что если супергерои на самом деле – суперзлодеи?
Пацаны / The Boys (2019-…)
Рейтинг IMDb: 8,7; Кинопоиска: 8,2
После долгого засилья однообразных киноадаптаций комиксов о классических супергероях вроде безупречных или почти безупречных Капитана Америки и Супермена, у многих зрителей случилась «передозировка» пафосом, отчего срочно потребовался антидот. В наше время ревизионизмом и деконструкцией жанра супергероики давно никого не удивишь – самые разные фильмы и сериалы обсосали тему по косточкам: от «Хранителей» до «Дэдпула», от «Неуязвимого» до «Пипца». Впору ждать волну обратной моды. Но «Пацанам», которых трудно назвать первопроходцами в жанре, досталась огромная зрительская любовь, и вполне заслуженно.
Здешние «супергерои» по сути обыгрывают способности уже известных персонажей. Так Патриот – это, очевидно, Супермен, Королева Мэйв – Чудо-женщина, Экспресс – Флэш, Бездна – Аквамен и так далее. Но «Пацаны» – это гораздо больше, чем стёб над жанровыми клише и тавтологией пафоса. В промежутках между кровавыми драками и грязными шуточками, количество которых, к слову, весьма сбалансировано, они говорят со зрителем о проблеме современных медиа: от телевидения до соцсетей. О закрытых корпорациях, не подвластных даже коррумпированному правительству. О морализаторствующей беспринципности религиозных организаций. О нелёгкой актёрской доле, ведь каждый супер по сути – говорящая голова, которую выбрасывают, как только её популярность прошла. Именно меткая социальная сатира, а не только изображение традиционных героев в негативе, сделала «Пацанов» любимцами публики.
Amazon Prime благословили идею и сценарий уже известного по другому сверхпопулярному шоу «Сверхъестественное» Эрика Кипке и не прогадали. Исполнительными продюсерами же выступили создатели идейно близкого шоу «Проповедник» Сет Роген и Эван Голдберг. Актёрский состав убедителен от главных героев до второстепенных персонажей и это неудивительно, ведь среди исполнителей Карл Урбан («Риддик», «Стартрек»), Энтони Старр («Банши»), Эрин Мориарти («Настоящий детектив»), Джек Куэйд («Удача Логана») и другие. Следует ли упоминать, что сериал блестяще – от спецэффектов до костюмов – выглядит?
В мире «Пацанов» супергерои действуют в открытую, борясь с преступностью на улицах городов. В центре сюжета простой парень Хьюи Кэмпбелл, который ведёт вполне заурядную жизнь, работает в магазине электроники и живёт с тихим нерешительным отцом. Но всё меняется, когда его девушку буквально разрывает на части пробегавший мимо супер Экспресс. Вначале Кэмпбелл впадает в депрессию и даже подумывает о самоубийстве, но когда его находит ненавидящий суперов Билли Бутчер и показывает насколько лицемерны их «защитники», Хьюи соглашается помочь вывести тех на чистую воду…
«Столик в углу»: На что вы готовы пойти ради исполнения желаний?
Столик в углу / The Booth at the End (2011-2012)
Рейтинг IMDb: 8,3; Кинопоиска: 7,7
Как вы думаете, насколько незаурядным должен быть сериал от скромного канадского телеканала Citytv, чтобы его один за другим показали у себя Hulu, Netflix и FX, а после этого полнометражную адаптацию снял бы один из ведущих итальянских режиссёров Паоло Дженовезе («Идеальные незнакомцы»)? Ответ очевиден – весьма незаурядным. Уже одна только концепция сериала «Столик в углу» интригует и завораживает: безымянный мужчина из кафе даёт посетителям непростые задания, а после выполняет любые их желания. Сразу приходят мысли: что бы попросил я? И: что бы от меня потребовали взамен?
Простейшее человеческое желание развязать гордиев узел при помощи чуда, помноженное на моральный выбор – вот краеугольный камень шоу, которое сравнивали с произведениями Дэвида Линча и Стивена Кинга. Создатель сериала Кристофер Кубасик в тандеме с режиссёром Джессикой Ландоу («Кости») сумели добиться триллерного напряжения при помощи одних только диалогов за чашкой кофе, а Ксандер Беркли («Ходячие мертвецы») прекрасно вжился в роль вершителя судеб.
Таинственный мужчина без имени сидит за столиком в обычном кафе. Перед ним большая истрёпанная тетрадь и свободное место, на которое каждый раз опускается кто-то другой. Это может быть отец, желающий спасти смертельно больного сына, женщина, мечтающая быть красивой, девушка, пытающаяся вернуть к жизни погрязшего в депрессии отца, мужчина, который хочет познакомиться с фотомоделью или старушка, желающая избавить мужа от альцгеймера. Кто-то из них получит задание защищать ребёнка, а кто-то собрать бомбу, кто-то справится с заданием, а кто-то провалит его, кто-то получит желаемое, а кто-то…
«Чем мы заняты в тени»: История современных вампиров, пропитанная абсурдно-чёрным юмором
Чем мы заняты в тени / What We Do in the Shadows (2019-…)
Рейтинг IMDb: 8,5; Кинопоиска: 8,0
В 2014-м году вышла на экраны картина «Реальная упыри», в мгновение ока прославившая Тайку Вайтити и Джеймена Клемента. Гомерически смешная мокьюментари-комедия о жизни вампиров в современной Новой Зеландии несколько раз окупила производственный бюджет и покорила публику. Съёмки продолжения были вопросом времени. Запланированное шоу об оборотнях «Мы – волки» пока так и не было реализовано, но в 2018-м году вышел новозеландский сериал «Паранормальный Веллингтон» тепло принятый зрителями, а в 2019-м – «Чем мы заняты в тени», снятый по заказу американского телеканала FX.
Повторить успех оригинала оказалось не так трудно – Вайтити и Клемент стали продюсерами, последний также написал несколько серий для сценария и стал шоураннером проекта. На главные роли решено было пригласить не очень известных, но попадающих в типажи актёров – Кайвана Новака, Мэтта Берри, Наташу Деметриу и других. Героев для телеадаптации выдумали новых (хотя и без камео старых не обошлось), а действие перенесли на американскую почву. Чутьё не подвело создателей – сериал показал отличные рейтинги.
Это не удивительно – полюбившийся абсурдистски-чёрный юмор, яркие образы, сочная картинка и необычная манера съёмки в духе реалити-шоу вместе создают странно-прекрасный мир, который как будто и вправду может существовать где-то по-соседству. А если ещё добавить огромное количество неожиданных пасхалок с приглашёнными актёрами из «вампирских» фильмов… Дэнни Трехо, Уэсли Снайпс, Тильда Суинтон создают впечатление единой вселенной между сериалом и «Блэйдом», «От заката до рассвета», «Выживут только любовники» etc.
Действие сериала разворачивается в современном Нью-Йорке, где живут в одном особняке разной древности вампиры и их свита. Османский воин Нандор Безжалостный следит за порядком, его фамильяр Гильермо прислуживает хозяину в надежде получить вожделенный укус. Ласло и Надя – парочка, вечно выясняющая отношения. Именно их эмоциями питается совсем не похожий на своих собратьев энергетический вампир Колин. Под прицелами телекамер герои отправляются покорять Статен-Айленд…
«Карнавал»: Мистические знамения, цирк уродов, Великая депрессия
Карнавал / Carnivаle (2003 – 2005)
Рейтинг IMDb: 8,4; Кинопоиска: 7,7
История кино знает достаточно примеров, когда воплотить величественный замысел режиссёра не удавалось по тем или иным причинам. Вспомнить хоть «Дюну» Ходоровски или «Кровавый меридиан» Ридли Скотта. Но ещё трагичней, когда в силу тех или иных причин начатое произведение не удаётся завершить так, как задумывал автор. Сериалу «Карнавал» вместо шести запланированных сезонов было отмерено лишь два, но даже этого хватило, чтобы заслужить культовый статус в среде ценителей кино и породить отдельную касту толкователей не вполне завершённого сюжета. Это, в общем неудивительно – сериал пытался задать планку, которая будет взята шоураннерами лишь десять-пятнадцать лет спустя.
Центральная фигура в истории создании сериала – Дэниел Науф, много лет работавший в далёких от кино и телевидения сферах, но загоревшийся идеей стать сценаристом. А его opus magna стал весьма объёмный сценарий, который попросту не умещался в длительность кинофильма. Это была эпическая история о цирковом балагане времён Великой депрессии, чудесах и загадках, как будто смешавшая в себе «Твин Пикс» Линча, «Гроздья гнева» Стейнбека и «Американских богов» Геймана.
Науф решил обратиться к НВО, которые выделили средства на проект. Его, новичка практически без всякого опыта, заметили – мистическое предзнаменование. Внушительный бюджет позволил собрать на площадке Ника Стала («Город Грехов»), Клэнси Брауна («Остаться в живых»), Клеа Дюваль («Лучше звоните Солу») и «талисман» Дэвида Линча Майкла Джея Андерсона. Отдельных похвал заслуживал и тревожно-дразнящий оригинальный саундтрек. Работа режиссёра и оператора же подчёркивали «штучность» выпускаемого продукта. Но у этой уникальности, прельстившей синефилов и критиков, была обратная сторона – слишком дорогой бюджет сериала не окупали просмотры, что привело к закрытию шоу, от этого не потерявшего в своей глубине и уникальности художественных решений.
Действие сериала разворачивается в 1934-м году в США, снедаемых Великой депрессией. Беглый заключённый, а в прошлом фермер Бен Хоукс хоронит мать и переживает странные видения. Дом Бена разрушают полицейские и уже бездомного, его принмают в остановившийся в городке «карнавал». Там Бен демонстрирует первое чудо – исцеляет парализованную девочку. Одновременно с этим в другом городке проповедник Джастин Кроу видит похожие видения, а после карает укравшую у церкви прихожанку, заставляя её плеваться монетами. Бен и Кроу – две стороны одной монеты, но зрителю лишь предстоит узнать кем отчеканена эта монета и за что ей придётся заплатить…
«Проповедник»: Путешествие супергероя-неудачника в поисках Бога
Проповедник / Preacher (2016 – 2019)
Рейтинг IMDb: 8,0; Кинопоиска: 7,5
«Проповедник» – ещё одно шоу, в основу которого легла серия суперпопулярных графических романов от издательства Vertigo. Имея такой мощный первоисточник, о котором тепло отзывался сам Стивен Кинг, создателям было бы затруднительно свернуть не туда. Тем не менее, проект, находившийся в разработке без малого двадцать лет и кочевавший от студии к студии, сумели запустить лишь в 2016-м на телеканале AMC.
Когда адаптацию взялся дуэт Сета Рогена и Эвана Голдберга, работавших вместе над несколькими смелыми комедийными проектами («SuperПерцы», «Ананасовый экспресс») при поддержке Сэма Кэтлина («Во все тяжкие»), стало понятно – шоу выстрелит. Смесь юмора, драмы и экшна действительно получилась на редкость сбалансированной. Не подкачал и актёрский ансамбль в лице Доминика Купера («Варкрафт»), Джозефа Гилгана («Отбросы») и Рут Негга («К звёздам»), а отличных актёрских работ на вторых ролях так много, что им впору посвящать отдельную статью.
«Проповедник» продолжает тему «непарадной» супергероики, в духе «Хранителей», «Отбросов» или свежеиспечённых «Пацанов». Герои таких историй знают – любое действие имеет свою цену, а всех спасти нельзя. Вместо пафоса и «карнавальных» костюмов открывается обратная сторона медали – психологические проблемы и даже девиации тех, кто, казалось, должен грудью стоять за благое дело. Переворачивающая привычные сюжеты с ног на голову оптика работает здесь как никогда. Прибавьте к этому обилие смелого юмора и актуальной сатиры, а также приправьте хорошо поставленным экшном и украсьте выверенной операторской работой – получите один из самых необычных и запоминающихся сериалов последнего времени. Где вы в конце концов увидите, как пытают Гитлера в аду?
Бытует мнение, что самые истовые верующие – это грешники в прошлом. По такому пути пошёл и главный герой сериала Джесси Кастер. Его тело покрыто шрамами, он не отказывает себе в выпивке и крепком словце, но сердцем ищет божественной благодати. Кастер продолжает дело отца, взявшись проповедовать в полученной по завещанию церкви. Судьба сводит его с вампиром-алкоголиком Кэссиди, который становится другом Кастера. Завершает несвятую троицу бывшая девушка Джесси – Тьюлип. Вместе герои сталкиваются со сверхъестественными силами и самыми неожиданными противниками, а после и вовсе отправляются путешествовать в поисках Бога…
«Авеню 5»: Остроумная сатира на современность в декорациях космического корабля
Авеню 5 / Avenue 5 (2020-…)
Рейтинг IMDb: 6,5; Кинопоиска: 6,5
Фантастическая комедия – жанр настолько редкий, что удачных его представителей можно сосчитать по пальцам, а если говорить о сериалах – по пальцам одной руки. Однако Армандо Иннуччи (пока известен у нас в большей степени благодаря скандальному фильму «Смерть Сталина») удалось внести в жанр свой вклад – компания HBO благословила его идею. Это позволило собрать для проекта внушительный каст, начиная с искромётного Хью Лори и заканчивая отличными актёрами второго плана в лице Сьюзи Накамура, Зака Вудса, Джоша Гэда и прочих. Отдельной похвалы заслуживают работа художников, дизайнеров и костюмеров – всё сделано ярко, порой до китча (как это и предполагается сюжетом), но с душой.
В сериале очень сильна сатирическая жилка, которая, впрочем, не «перетягивает одеяло» на себя. Вам будет смешно, даже если вы не узнаете за замашками владельца корабля намёк на Дональда Трампа, а в сборах письменных согласий на половую связь иронии на счёт современной квазитолерантности. Также не следует забывать, что создатели британцы и значительная часть шуток наполнена национальным колоритом. Кроме того, рядом с шуткой зрителя всегда караулит неожиданный сюжетный ход – чем смешнее происходящее на экране, тем более серьёзное и опасное испытание поджидает героев.
Действие «Авеню 5» разворачивается в недалёком будущем, когда одноимённый туристический корабль, принадлежащий миллиардеру Герману Джадду, отправляется в круиз к Сатурну. Однако нештатная ситуация меняет планы туристов и команды – из-за поломки им грозит провести в круизе не несколько недель, а несколько лет. Оказывается, что Джадд, которого интересуют только деньги, существенно сэкономил на всём, на чём только смог, капитан корабля Кларк слабо представляет как управлять кораблём, да и вся команда ему под стать…
«Утопия»: Пророческо-конспирологическая история о пандемии и тайном знании, спрятанном в комиксе
Утопия / Utopia (2013-2014)
Рейтинг IMDb: 8,4; Кинопоиска: 7,6
Бывают истории, которые против воли создателей много лет спустя оказываются почти пророческими. Таким было «Заражение» Содерберга, вмиг обретшее популярность в 2020-м, такой была и «Утопия» – британский сериал, созданный Дэннисом Келли. Впрочем, в отличие от картины Содерберга, «Утопия» может предложить зрителю не только узнавание актуальных пандемических реалий. Невероятно, до паранойи закрученный сюжет заставляет зрителей ждать развязки, а постоянные твисты и опасности, поджидающие героев, по-хичкоковски неумолимо держат саспенс.
Неудивительно, что после выхода сериала американский канал НВО собирался адаптировать его под себя, позвав сценаристом Гиллиан Флинн, а режиссёром сделав самого Дэвида Финчера. Этому проекту не суждено было сбыться, но «Утопия» по-американски всё же вышла в 2020-м году благодаря Amazon; до первоисточника её рейтинги не дотягивают, хотя и в пропасть не падают. Всегда сложно превзойти оригинал, особенно если он держится на сложнейшей химии.
Например, на пародирующей печать комиксов сочной яркости картинки или на невероятной смелости создателей, изображающих насилие детально и изобретательно, но при этом со вкусом. Впрочем, пожалуй, самое главное – то, что нельзя выразить словами. Безумное чувство, что всё творящееся в сериале вполне могло бы происходить на самом деле. При невероятном успехе первого сезона (который вполне завершённая вещь-в-себе), после второго сериал закрыли. Не было ли это результатом приказа сверху? Чувствуете подползающий сладковато-тошнотворный аромат паранойи?
«Утопия» получила своё название в честь одноимённого комикса, нарисованного шизофреником Марком Дэйном, впоследствии покончившим с собой. Несколько лет спустя представители фанатского сообщества расшифровывают спрятанное на страницах комикса ужасное предостережение; больше того, оказывается у «Утопии» есть не дошедшее до печати продолжение. С этого момента в дело вмешаются могущественные спецслужбы, тайные организации, наёмные убийцы, кровь польётся рекой, а на кону будет – ни много ни мало – судьба всего мира…
«Лексс»: сюрреалистическая космоопера в духе Дэвида Линча
Лексс / Lexx (1997-2002)
Рейтинг IMDb: 7.4; Кинопоиска: 7.8
Что было бы, если бы Дэвид Линч снял космооперу (нет, не «Дюну») в своём привычном стиле, отщипнув от «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса? Вероятно, вышло бы что-то похожее на «Лексс». Безоговорочно культовый, сюрреалистичный, перемежающий чёрный и абсурдный юмор, сатирический и одновременно мрачно визионерский сериал представляет собой кантианскую вещь в себе, которую нельзя интерпретировать однозначно.
Фантастический мир продуман до малейших деталей: разумный звездолёт-насекомое, самый могущественный корабль Вселенной, на котором перемещаются главные герои. Герои неординарные, под стать миру – нарочито привлекательная девушка, генетически смешанная с ящерицей, полубезумная голова робота, влюблённая в девушку, охранник, по вине которого было уничтожено 658 миллиардов живых существ на 94 планетах и, конечно, главный герой – последний сын бессмертного народа, лишённый памяти. Цикличность времени, реализованная через подобие перерождений всего мироздания, реинкарнация человека, параллельно существующие вселенные-антиподы, повинующиеся законам соответственно гармонии и хаоса – классические для «серьёзной» фантастики темы подаются здесь неординарно и без пафоса, присущего классическим космооперам.
Вообще любая попытка загнать «Лексс» в какие-либо рамки выглядит смехотворно. Вероятно, по этой же причине не представляется возможным подобрать фильмы или сериалы, которые можно было бы предоставить для сравнения. Масштаб и пафос космооперы в духе Лукаса, смелость сюрреалиста Линча, юмор доходящий до пародийных комедий Дэвида Цукера и Мэла Брукса – чем крыть такие карты?
С технической точки зрения сериал не является совершенным, особенно по современным меркам. Кастинг второстепенных актёров (среди которых попадаются, впрочем, титаны вроде Рутгера Хауэра и Малколма МакДауэлла) визуальные и даже сценарные решения порой выглядят весьма спорным, но удивительная способность сериала заключается в том, что все обвинения он оборачивает себе на пользу, создатели как будто говорят: «Мы именно такого эффекта и добивались!». И спорить с ними абсолютно бессмысленно, ведь мир «Лексса» не привязан к земным понятиям о мироустройстве, логике, эстетике и морали. И это прекрасно!
«Чёрное зеркало»: Сериал-предостерижение об обратной стороне технического прогресса
Чёрное зеркало / Black Mirror (2011-…)
Рейтинг IMDb: 8.9; Кинопоиска: 8.5
«Чёрное зеркало», воскресившее традицию сериалов-альманахов в духе классической «Сумеречной зоны» или «Баек из склепа», для мира телешоу давно стало названием нарицательным. Фантастический сборник, где каждая серия представляет самостоятельную историю, поднимая острые темы, порождённые развитием технологий, которые могут стать актуальными уже завтра, стал буквально откровением, громом среди ясного неба, не в меньшей степени, чем «Игра престолов» в жанре сериального фэнтези.
Помимо очевидной фантастики ближнего прицела, сериал может удивить притчевостью некоторых историй, однако, несмотря на общую серьёзность поднимаемых проблем, режиссёры вольны раскрывать их согласно своему видению – через триллер, комедию, детектив, псевдодокументализм etc. «Если технологии – это наркотики, а они действительно похожи на наркотики, то каковы будут побочные эффекты?» – задаётся вопросом создатель сериала Чарли Брукер. Какая опасность кроется в играх виртуальной реальности, обществе цифрового потребления, глобализации, зашкаливающем технократизме и даже… погоне за лайками?
Мир, окружающий нас, меняется как никогда быстро бросая человеку непредвиденные вызовы, и пока писатели-фантасты годами корпят над сложными эпопеями, создатели «Чёрного зеркала» выдают на-гора от трёх до шести метких пророческих серий в год. По сути, каждая серия представляет из себя мини-фильм, где уровень сценарного мастерства, операторская, режиссёрская, а также актёрская игра выглядят более состоятельными, чем в иных крупнобюджетных блокбастерах.
Актёрские ансамбли заслуживают отдельного упоминания: Дэниэл Калуя, Брайс Даллас Ховард, Джон Хэмм, Эндрю Скотт – список актёров, создавших для сериала блестящие образы можно продолжать очень долго. Помимо прочего, создатели стараются экспериментировать с формой, так вышедший отдельно «Чёрное зеркало: Брандашмыг» стал одной из первых серьёзных и успешных попыток создать интерактвный кинопродукт, где зритель принимает ключевые решения, меняющие сюжет в ту или иную сторону.
По сути, «Чёрное зеркало» – инновационный проект об инновациях, который впитал лучшее из классической фантастики «золотого века», успевая при этом шагать в ногу со временем.
«Завучи»: Война без правил за директорское кресло
Завучи / Vice Principals (2016-2017)
Рейтинг IMDb: 8,0; Кинопоиска: 7,1
Актёр и сценарист комедий «с лёгким перебором», Дэнни Макбрайд уже давно сформировал свой стиль не слишком притязательных комедий, о которых вроде как неловко говорить «в приличном обществе», но которые прекрасно подходят для вечернего просмотра, а лучше – для просмотра в компании друзей.
В сериал «Завучи» Макбрайд, кажется, вложил всё, чему научился за годы работы на съёмочной площадке. Он не только взял на себя одну из главных ролей и стал шоураннером проекта, но также участвовал в написании сценария. Помог Макбрайду вечный напарник Джоди Хилл, с которым они работали, например, над сериалом «На дне» (тоже про школу, кстати). Хилл, также известный по сотрудничеству с Сетом Рогеном («Суперперцы»), разделил с Макбрайдом организаторские обязанности и взял на себя режиссуру. На съёмочной площадке неутомимому Дэнни составил партию Уолтон Гоггинс («Омерзительная восьмёрка»). Приютил же проект телеканал HBO.
Нил Гэмби – завуч в одной из школ Южной Каролины. За сварливость его недолюбливают коллегии, за строгость и самолюбивость презирают ученики. Впрочем, это не мешает Гэмби претендовать на место директора, которое вот-вот освободится. Но есть у Нила и соперник – второй завуч Ли Рассел, который также нацелился на хлебное место. Ли ненамного лучше Гэмби – он изворотливый социопат и провокатор. Между завучами начинается настоящая война, где не берут пленных и не избегают грязных приёмчиков. Но ни один из завучей пока не подозревает, что директор решит дело соломоновым решением, пригласив на своё место женщину-директора из другой школы…