Андреа Мантенья: гений итальянского Ренессанса, чьи картины вдохновлены античной культурой
1,023
просмотров
Андреа Мантенья — это известный итальянский живописец и гравер XV века, представитель падуанской художественной школы. Творчество Андреа Мантенья считается связующим звеном между ранним и поздним итальянским Ренессансом. Картины и фрески этого мастера отличаются резкостью изображения, монументальностью форм и экспериментами в области перспективы. Основные жанры, в которых он работал, — библейские сцены и портреты.
Андреа Мантенья. «Принесение во храм» с вероятным автопортретом и портретом жены (крайние справа и слева), 1645

Биография Андреа Мантеньи

Андреа Мантенья родился в 1431 году на севере Италии, поблизости от Падуи. Этот город он всегда считал родиной и называл себя падуанцем, хотя большую часть жизни провел в Мантуе. Точная дата его появления на свет неизвестна, а год удалось вычислить лишь по подписи на одном из холстов. Будущий знаменитый художник был вторым сыном простого дровосека и плотника. В 11 лет он стал учеником и приемным сыном местного живописца Франческо Скварчоне (Francesco Squarcione). У этого мастера было более 130 учеников. Самых талантливых он усыновлял для более тесного и продолжительного сотрудничества.

Андреа Мантенья. «Поклонение волхвов», 1450

Андреа Мантенья многому научился у Скварчоне, который увлекался античным искусством, имел коллекцию старинных ваз и древнеримской скульптуры. Но уже в 17 лет молодой художник покидает мастерскую учителя, причем от опеки освобождается через суд. Он утверждал, что получал лишь малую часть прибыли от своих работ. В 1445 году Мантенья был зачислен в цех падуанских живописцев. Первыми его работами были росписи местных церквей и часовен. В частности, не сохранившийся алтарный образ в церкви Святой Софии.

Андреа Мантенья. «Моление о чаше» (алтарь церкви Сан-Дзено), 1455-1460 Андреа Мантенья. «Распятие», 1457-1459
Андреа Мантенья. «Распятие», 1457-1459

В 1457 году художник работает над оформлением алтаря для церкви Сан-Дзено-Маджоре в Вероне. Три года спустя, уже прославившись, он становится придворным живописцем маркиза Людовико III Гонзаги в Мантуе. В этом городе Андреа Мантенья пользовался большим уважением и получал солидное содержание. Здесь же был создан шедевр с хорошо сохранившимися фресками — Камера дельи Спози («Свадебная палата»). Современные исследователи считают, что расписанная комната служила не спальным покоем, а залом для аудиенций.

Андреа Мантенья. «Дева Мария» (алтарь церкви Сан-Дзено), 1456-1459
Андреа Мантенья. «Портрет Франческо Гонзаги», 1461
Андреа Мантенья. «Портрет Барбары, дочери Людовико Гонзаги» (фрагмент росписи Камера дельи Спози), 1465-1474

Важный заказ, свидетельствующий о высоком статусе художника, был получен в 1488 году от Папы Иннокентия VIII. В результате трехлетней работы в Риме появилась серия фресок, за которые автор был удостоен рыцарского сана. К сожалению, эта роспись была уничтожена в XVIII веке Пием VI. В дальнейшем Андреа Мантенья вернулся в поместье маркиза Гонзаги в Мантуе и не покидал его до самой смерти 13 сентября 1506 года.

Андреа Мантенья. «Святой Себастьян», 1480
Андреа Мантенья. «Мадонна из карьера», 1488-1490
Андреа Мантенья. «Страдающий Христос», 1488-1500

Еще в молодости Андреа Мантенья попал под влияние венецианского художника Я́копо Беллини (Jacopo Bellini) и в 1453 году взял в жены его дочь Николозию. Сам же Андреа, в свою очередь, повлиял на ранние работы брата своей жены Джованни Беллини (Giovanni Bellini). Другие известные мастера, в чьем творчестве сохранились отголоски стиля Мантеньи, — Аннибале Карраччи (Annibale Carracci), Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) и Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer).

Андреа Мантенья. Ecce Homo, ок. 1500
Андреа Мантенья. «Святое семейство со святыми Анной и Иоанном Крестителем», 1495-1505

Самые известные картины Андреа Мантеньи

Картины Андреа Мантеньи вдохновлены античной культурой — они впечатляют скорее рисунком и формами, чем цветом. В работах этого автора еще сохраняется аскетичность Средневековья, а новаторством становится применение основанных на перспективе оптических иллюзий. Вот несколько наиболее значительных произведений художника:

  • Камера дельи Спози (1465-1474). Фрески в башне палаццо Дукале называют вершиной творчества Мантеньи. На них изображены главные страницы из истории семейства Гонзага. Особенно интересен потолок: он довольно низкий, но мастер придает ему вид высокого купола с помощью законов перспективы.
  • «Мадонна со спящим ребенком» (1470). Образ Богоматери в этой работе получился нежным и земным. Автор изобразил не внешнюю красоту, а душевную искренность и грусть. Возможно, картина написана с жены и ребенка художника.
  • «Парнас» (1497). В этом аллегорическом произведении супруги Изабелла д'Эсте и Франческо II Гонзага изображены как Венера и Марс. В XVII веке картина попала во Францию и сейчас находится в Лувре.
  • «Мертвый Христос» (1500). Одна из главных работ Мантеньи была найдена в мастерской после его смерти, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Вероятный промежуток — от 1466 до 1500 года. Традиционный сюжет оригинально исполнен за счет необычного расположения тела Христа и намеренно искаженных пропорций фигуры.
Андреа Мантенья. Камера дельи Спози в палаццо Дукале (роспись потолка), 1465-1474
Андреа Мантенья. «Мадонна со спящим ребенком», 1465-1470
Андреа Мантенья. «Парнас», 1497
Андреа Мантенья. «Мертвый Христос», ок. 1500

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится