Мастер появился на свет в очень богатой и известной в округе семье, получил графский титул по праву рождения и, по замыслу отца, должен был прожить жизнь, наполненную скачками, охотой и балами, стать хирургом или спортсменом. Но судьба распорядилась иначе — неизлечимая болезнь, выявленная в юном возрасте, навсегда закрыла ему путь к активному образу жизни, а талант художника определил его занятие на все оставшиеся годы.
Биография Анри Тулуза-Лотрека
Анри Тулуз-Лотрек начал жизненный путь 25 ноября 1864 года во французском городке Альби. Родители приходились друг другу кровными родственниками, кузенами. По мнению многих историков, именно это послужило причиной болезненности мальчика.
Анри Тулуз-Лотрек был единственным наследником влиятельного рода, его младший брат прожил всего несколько месяцев, и отец возлагал на сына большие надежды — в первое десятилетие жизни мальчика уделял много внимания его занятиям спортом, оплачивал обучение в элитном Лицее Фонтан. Сильный, красивый, уверенный в себе мужчина мечтал, что сын пойдет по его стопам. Когда выяснилось, что мальчику придется прожить жизнь калекой, отец отвернулся от него навсегда, практически прекратив общение.
А дело было так: в возрасте 14 лет Анри упал с невысокого стула и сломал шейку бедра. Пережив долгие месяцы постельного режима, он наконец восстановился… и спустя год упал в овраге, сломав шейку бедра на второй ноге. Стало понятно, что кости у мальчика тонкие и слабые, срастаются крайне плохо. С этих пор его ноги начали отставать в росте от тела, и красивый ребенок превратился в уродливого подростка. Его рост составлял всего 150 сантиметров.
Талант художника проявился примерно в это же время, и молодой человек занялся активным его развитием… Но совсем не так, как от него ожидалось. Обладая внушительным состоянием, он мог получить блестящее образование, закончить лучшие школы Франции и Европы. Но он проучился недолго — освоил азы и отправился в «свободное плавание», экспериментируя с собственным стилем. И однажды влюбился в Монмартр.
Художник был очарован бедным районом Парижа, по праву считавшимся эпицентром ночной жизни города. В 1884 году он перебрался сюда от родителей, погрузившись в мир кабаре, ночных баров и публичных домов. Мать была крайне обеспокоена этим решениям, опасаясь, что жизнь сына пойдет по наклонной. И она оказалась права — именно в этот период Анри начал злоупотреблять выпивкой, а порой — проводить целые недели в борделях, запечатлевая повседневную жизнь женщин легкого поведения на холсте, и практически не расставаясь с бутылкой.
Его основная тема — женщины — проститутки и прачки, простые работницы и представительницы богемы, худые и полные, голые и одетые, разные, но всегда настоящие. Единственной же любовью художника была Сюзанна Валадон (Suzanne Valadon), натурщица, которая в последствие сама стала художницей.
Он был очень талантлив и крайне продуктивен, за творческую жизнь длительностью в 20 лет написал тысячи работ и провел десятки выставок. К концу жизненного пути ему удалось вылечиться от алкоголизма, но и без того слабое здоровье стало резко сдавать. И живописец, предчувствуя скорую смерть, отправился в семейное поместье Мальроме, где и умер 9 сентября 1901 года на руках у матери, с которой был очень близок.
Самые известные картины Анри Тулуза-Лотрека
Рисунки и картины Анри Тулуза-Лотрека при его жизни воспринимались критиками скептично, многие не могли по достоинству оценить «искусство греха», многочисленные изображения падших женщин, кое-где граничащие с непристойностью:
- «Японский диван» (1893) — литография, афиша кабаре, изображающая известную натурщицу Жанну Авриль (Jane Avril).
- «В Мулен-Руж» (1892) — художник часто бывал в известном кабаре и написал десятки изображений его обитателей.
- «Ла Гулю» (дата неизвестна) — одна из самых популярных танцовщиц Мулен Руж, чье прозвище переводится как «Обжора». Грубая и вульгарная в жизни и изящная на сцене.
- «Клоунесса Ша-Ю-Као» (1896) — сильная, смелая, яркая, одна из любимых моделей художника.
- «В цирке Фернандо. Наездница на белом коне» (1888) — женщина и лошадь, две любимые темы в одной работе. В юности, до переезда на Монмартр, художник много и часто писал лошадей.