Аристарх Васильевич Лентулов (Aristarkh Lentulov; 4 января 1882 — 15 апреля 1943) — знаменитый русский художник первой половины ХХ века, один из ярчайших представителей отечественного авангардного искусства. Аристарх Лентулов писал картины разной тематики, среди шедевров его творчества есть немало пейзажей и портретов, произведений бытового и исторического жанров. Биография мастера насыщена интересными событиями, а его работы в наши дни украшают коллекции многих российских музеев.
Аристарх Лентулов также был блистательным театральным художником и создал множество сценических декораций для спектаклей. На протяжении многих лет он вел активную преподавательскую деятельность, постоянно принимал участие в российских и международных выставках, занимал высокие посты в различных общественных организациях и художественных объединениях.
Биография Аристарха Лентулова
Аристарх Лентулов появился на свет 4 января 1882 года в деревне Чёрная Пятина Пензенской губернии. Он был младшим четвертым ребенком в семье местного священника и с детства очень любил рисовать. К несчастью, отец будущего художника умер, едва мальчику исполнилось два года, после чего вдова с детьми переехали к родственникам в Пензу на постоянное место жительство.
После окончания начальной школы Аристарха приняли на учебу в духовное училище, но стать священнослужителем ему было не суждено. Несмотря на сопротивление матери, которая мечтала о том, чтобы ее сын пошел по стопам отца, юный Лентулов в 1898 году поступил в недавно открывшееся в Пензе художественное училище с твердым намерением стать профессиональным живописцем.
Но уже после второго курса Аристарх бросил учебу, вступив в конфликт с преподавателями из-за творческих разногласий, и уехал в Киев, где его приняли вольнослушателем в аналогичное образовательное заведение. Пять лет прожил Лентулов на берегах Днепра, увлекшись пленэрной живописью и создав немало оригинальных этюдов. Однако незадолго до выпускных экзаменов он всерьез повздорил со своим учителем и его выгнали из училища.
Пришлось Аристарху возвращаться в Пензу, где, благодаря огромным усилиям родственников матери, строптивого начинающего художника вновь зачислили в списки учеников местного училища на выпускной курс. А спустя год, получив на руки диплом, Лентулов уехал в Санкт-Петербург, чтобы продолжить обучение в Имперской академии изящных искусств. На вступительных экзаменах 24-летний абитуриент произвел на приемную комиссию негативное впечатление, отказавшись выслушать замечания опытного профессора по поводу его картины. Но дерзкий молодой художник понравился помощнику Ильи Репина Дмитрию Кардовскому, который взял его учеником в свою студию при академии.
В Санкт-Петербурге Аристарх Лентулов познакомился со многими представителями русского авангардизма и стал активным сторонником этого революционного художественного направления. Особенно теплые дружеские отношения у него сложились с Николаем Кульбиным, Петром Кончаловским и Василием Каменским. Вместе с единомышленниками Лентулов в декабре 1910 года организовал в Москве выставку «Бубновый валет», которая вызвала в российской художественной среде грандиозный скандал. Впоследствии участники выставки объединились в одноименный творческий союз, а Аристарх стал одним из его основателей.
В поисках новых идей в 1911 году Лентулов уехал в Париж, где на него сильное впечатление произвели работы кубистов. Познакомившись с несколькими молодыми французскими коллегами и посетив несколько занятий в академии Ла Палетт, Аристарх отправился в Италию, где провел три месяца, а затем вернулся в Россию.
Поселившись в Москве, на волне патриотического подъема в год столетия победы над Наполеоном художник написал ряд монументальных картин на историческую тематику, а после начала Первой мировой войны увлекся созданием лубков на армейскую тематику. Тогда же Аристарх впервые попробовал свои силы в качестве театрального художника, изготовив декорации для постановки пьесы «Владимир Маяковский».
Революционные события 1917 года Лентулов встретил с огромным вдохновением, как и большинство художников-авангардистов. Спустя год он стал профессором московского отделения ВХУТЕМАС и членом коллегии Народного комиссариата просвещения. Аристарх Васильевич оказался пылким сторонником Советской власти и никогда не вступал в конфликты с большевиками. В своем творчестве он совмещал написание очаровательных русских пейзажей и портретов друзей с созданием монументальных работ, прославляющих коммунистические идеалы.
Художник был дважды женат. От первой супруги — уроженки Киева Натальи Ячницкой у него в 1906 году родился сын Александр, впоследствии взявший себе фамилию матери, а сам брак продлился всего год. В 1912 году в Москве Лентулов женился на Марии Рукиной, с которой прожил до конца жизни. Вторая супруга подарила ему единственную дочь Марианну, ставшую впоследствии хранителем творческого наследия отца и выдающимся историком искусств.
Авторитетный художник не пострадал в годы сталинского террора от репрессий, а его работы постоянно экспонировались на крупных выставках. Пробыв в начале Великой Отечественной войны несколько месяцев в эвакуации в Ульяновске, он вернулся в Москву и перенес сложнейшую операцию. К несчастью, старания врачей оказались безрезультатными, и 15 апреля 1943 года Аристарх Лентулов скончался в своей столичной квартире.
Самые известные картины Аристарха Лентулова
Среди огромного количества ярких работ мастера сложно выделить несколько наиболее примечательных. Самыми известными картинами Аристарха Лентулова считаются:
- «Аллегория Отечественной войны 1812 года» (1912) — произведение, созданное автором на волне увлечений кубизмом после поездки в Париж.
- «Василий Блаженный» (1913) — красочное изображение знаменитого московского храма — символа российской столицы.
- «Небозвон» (1915) — картина, потрясающая зрителя ярким колоритом радуги на фоне церковных куполов.
- «Портрет жены и дочери художника» (1919) — шедевр портретного жанра, в котором художник запечатлел образы двух своих самых близких людей.
Аристарх Лентулов по праву принадлежит к числу наиболее известных русских художников-авангардистов начала ХХ столетия. Он оставил потомкам огромное творческое наследие и внес заметный вклад в развитие отечественной живописи.