Френк Гери (настоящее имя – Эфраим Голдберг) родился в 1929-м в городе Торонто. Он происходит из еврейской семьи крупных торговцев, а имя и фамилию сменил после того, как в юности его избили за национальность. Кто знает, возможно эта психологическая травма тоже повлияла на его творческое направление, в основе которого, как он сам не раз говорил, внутренняя свобода и человечность.
– Мои проекты так экспрессивны, потому я хочу придать им человеческий характер. Кому интересны стеклянные коробки? Они могут навевать лишь холод и они совсем недружелюбны к нам, людям, – считает лауреат Притцкеровской премии Фрэнк Гери.
С 17 лет он вел самостоятельную жизнь: сначала учился в Калифорнии, затем в Гарварде, работал в чужих архитектурных конторах, а затем основал собственную. Она несколько раз меняла название и сейчас называется Gehry Partners.
В творческой копилке Гери много известнейших работ, причем не только зданий. У него есть, например, авторская коллекция стульев, выпущенная известной швейцарской мебельной фирмой. Сделана она из гофрированного картона. Причем стоит каждый стул в сто раз дороже, чем обошлось производителям изготовление. Гери является и автором знаменитой скульптуры золотой рыбки, установленной в барселонском порту и ставшей впоследствии символом города.
А еще Фрэнк Гэри, будучи заядлым хоккейным болельщиком, в 2004 году придумал эскиз для кубка, который вручают команде-чемпиону мира по хоккею.
Фрэнк Гери настолько популярен и в то же время одиозен, что в 2005 году поклонники сериала Simpsons даже увидели его в качестве персонажа одной из серий. Причем озвучивал его сам Гери, что лишь подчеркивает ироничность его натуры. В мультике архитектор выстроил эпатажное здание в виде смятой бумажки — точной копии той, что валялась на тротуаре.
Высказывания Гери всегда были громкими и вызывающими. Он, например, заявляет: «98% всего, что спроектировано и построено в мире — абсолютное дерьмо. Это здания, в которых нет ни чувства дизайна, ни уважения к человеку. Это обыкновенные банальные бетонные коробки».
И в то же время признает, что до сих пор не уверен в себе и очень переживает при открытии каждого нового здания. «Всякий раз я хочу спрятаться под одеялом и пребываю в ужасе от того, что могут подумать люди. То есть я каждый раз не до конца уверен в том, что сделал что-то стоящее. Это чувство здоровой неуверенности в себе», – говорит великий архитектор.
Ну а здания архитектора Гери не могут оставить равнодушными никого, как и его высказывания.
Концертный зал Уолта Диснея, Америка
Эта оригинальная концертная площадка в Лос-Анджелесе, которая также является домашней сценой Лос-Анджелесского филармонического оркестра, спроектирована и построена на деньги вдовы Уолта Диснея. На реализацию проекта госпожа Лилиан пожертвовала 50 миллионов долларов.
У зала великолепная акустика, а вот по поводу самой постройки до сих пор не умолкают споры: это гениальный проект или безвкусный эпатаж?
Университетская школа бизнеса в Сиднее, Австралия
Работая на обновлением кампуса бизнес-школы Сиднейского технологического университета, Гери уже имел солидный опыт проектирования университетских зданий. Идея сделать «мятые» фасады связана с необычной внутренней планировкой. Сам Гери объяснил, что здание спроектировал по принципу дерева. Внутри – аудитории-«ветви», которые соединяют общественные пространства – «ствол». Ветки дерева он сравнивает с мыслями, произрастающими в голове человека.
Сложную форму здания подчеркивает меняющееся в течение дня освещение. А в стеклянных окнах фасада отражается не менее сложный и многообразный австралийский город.
Центр здоровья мозга в Лас-Вегасе, Америка
Центр здоровья мозга Лу Руво открыли в 2009 году. Его сотрудники занимаются исследованиями в области лечения болезней Паркинсона, Альцгеймера, Хантингтона, а также выявлением их на ранних стадиях.
Здание возведено на средства благотворительного общества, которое основал Ларри Руво в честь своего отца, скончавшегося от болезни Альцгеймера.
Заказчики специально попросили Фрэнка Гери спроектировать такое здание, которое вызвало бы огромный резонанс в обществе и привлекло внимание окружающих к проблеме пациентов с этими почти не поддающимися лечению заболеваниями, а вместе тем – привлекло бы и инвесторов.
Кстати, архитектор согласился участвовать в проекте после того, как ознакомился с трагедией семьи Ларри Руво. Эта тема близка и ему самому – от болезни Хантингтона скончались жена и три свояченицы его друга.
Музей Соломона Гугенхайма в Бильбао, Испания
Странное, облицованное титаном здание, возведенное в конце 1990-х в Бильбао и впоследствии получившее мировую известность, поначалу вызвало протест жителей. Как вспоминал зодчий, во время строительства горожане выходили на улицы с плакатами. Архитектор считает, что это произошло от того, что привыкшие к однообразию люди просто не понимали его прогрессивную архитектуру. Однако впоследствии они оценили ее по достоинству.
– Теперь же, когда музей построен, все просто умоляют меня сфотографироваться с ними на фоне здания. И чтобы удовлетворить просьбу каждого, мне, пожалуй, стоило бы остаться жить в этом гороле, – с гордостью замечает архитектор.