Украденное солнце
Затмения солнца и луны в народе объясняли проделками демонов и ведьм. На Руси верили, что колдуны хотят уничтожить светила, а злые духи прячут солнечный свет, чтобы в темноте удобнее было ловить христиан. Поэтому если случилось затмение или даже месяц просто заволокло тучами, то, скорее всего, его украл колдун. Это касалось и звезд: считалось, что ведьмы складывают краденое в глиняные кувшины и горшки, а затем прячут их в погребах и колодцах.
По другим поверьям, исчезновение светила — наказание за многочисленные людские грехи. Якобы так Бог наводит страх, чтобы люди ощутили бремя своих прегрешений. Светила также представляли в образе мужчины или женщины, которые во время затмений заслоняют лицо руками, чтобы не видеть неправедных поступков.
Считалось, что затмения солнца или луны плохо влияют на людей и животных и вызывают болезни. А если это природное явление застанет человека в поле, то его ждет скорая смерть. Практически везде затмение воспринимали как предвестник большой беды — неурожая или голода, кровопролитной войны, болезней и эпидемий. Красный цвет луны называли кровавым и верили, что она окрашивается из-за войны, которая где-то проходит в это время.
Собиратель фольклора Александр Афанасьев еще в XIX веке в книге «Поэтические воззрения славян на природу» писал, что в городах и селах во время затмений народ очень беспокоился. Многие волновались, что солнце не вернется, и делились переживаниями со священниками. Некоторые крестьяне даже полагали, что наступает Страшный суд, и начинали к нему готовиться. Афанасьев привел к книге случай, который произошел на ярмарке в Чернигове в 1840 году. Тогда во время полного затмения солнца крестьяне бросили товар и с криками бежали, не разбирая дороги, а в толпе раздавались призывы покаяться в последний день мира. Однако же когда солнце появилось, все успокоились.
В народе считали, что затмений можно избежать, если отогнать злых духов от солнца. Напугать нечисть старались громкими звуками: когда светило пряталось, крестьяне собирались вместе, кричали, палили из ружей, били в металлические предметы, заставляли собак лаять. Существовали и другие способы защиты: люди надевали чистую одежду, зажигали освященные в церкви свечи и окуривали себя ладаном.
Божья огненная стрела
Гром и молнию в традиционной культуре связывали с представлениями о небесном огне. Молнию — сверкающую, словно металл, — считали могучим оружием Бога. Якобы, когда он боролся с нечистой силой, освещал себе небо, чтобы найти черта или Сатану, и поражал его горящей стрелой. В некоторых легендах даже упоминался подобный вариант появления на земле огня: Бог изгнал первых людей из рая, а затем ударил в черта молнией. Она попала в дерево, отчего и возник огонь.
Сравнение со стрелой подкрепляла стремительность молнии. Так она упоминалась в заговорах и загадках:
Летит огневая стрела,
Никто ее не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
(Молния)
На севере Руси верили, что, когда Бог метит в черта, тот в испуге может спрятаться в человека или за дерево, и поэтому в грозу горят деревья и погибают люди. Убитого молнией считали грешником и, как правило, не хоронили на кладбище — как самоубийцу.
Пронзать дьявола небесными стрелами могли, по преданиям, и Божьи помощники — ангелы, архангелы и особо почитаемый на Руси святой Илья. Молнию считали следом от его колесницы или плеткой, с помощью которой Илья гонит по небу огненных лошадей. Бытовала примета, что в день Ильи Пророка (2 августа) всегда гремит гром, а если его вдруг не будет, значит, в этом году кого-то убьет молнией или сгорит дом.
Гром считали благоприятной для плодородия силой: он был связан с дождем, питающим землю. Первая весенняя гроза олицетворяла пробуждение природы и возвращение солнца из путешествия в зимнее царство.
Для того чтобы защититься от грома и молнии, нужно было встать на колени и прочитать молитву, а еще зажечь освященную в церкви свечу и обойти с ней дом и хлев. Чтобы не убило, нельзя было работать в большие православные праздники.
Крестьяне использовали в целебных целях некоторые окаменелости и минералы: считали, что это стрела-молния, которую выпустил Бог, застыла в земле. Ими лечили испуг от грома. Историк Иван Забелин в одной из своих работ приводил совет из старинного травника: нужно положить громовую стрелу в воду, «и он в воде станет дрожать и стоять, и эту воду дать пить». Если же у человека нет испуга, то камень в воде будет лежать спокойно. Также для того, чтобы побороть страх перед громом, ели плесневелый или испорченный мышами хлеб.
Осквернение земли и молитвы у колодца
В народе дождь воспринимался как благотворная сила. Александр Афанасьев писал: «Дождь, особенно весенний, дарует тем, кто им умывается, силы, здоровье, красоту и чадородие; больным дают пить дождевую воду как лекарство или советуют в ней купаться». Во время свадьбы дождь сулил богатую и счастливую жизнь. «Запереть» дождь могли колдуны и ведьмы: считалось, что они крадут облака или отгоняют их передниками.
Крестьяне полагали, что властью над дождем обладали утопленники и самоубийцы, их считали хозяевами туч. Другую причину засухи крестьяне видели в осквернении земли: считалось, что она не принимает «нечистых» покойников. Или же что они мучаются от жажды и высасывают из почвы влагу. К утопленникам и самоубийцам обращались во время засухи. Выходили в поле, звали погибшего по имени, просили у него дождя. Или поливали могилы водой.
Одновременно с этим крестьяне верили, что Бог посылает сушь за грехи. Как и гром с молнией, дождь связывали со святым Ильей, и, чтобы вызвать осадки, его икону опускали в реку или в источник.
Вода на земле, по поверьям, связана с небесной влагой: радуга набирает ее из земного источника, а затем проливает дождем. Поэтому, чтобы вызвать дождь, прочищали заброшенные источники, молились святым у колодцев.
Еще одной причиной засухи считали нарушение запретов: например, нельзя было шить или прясть по праздникам. Если грех обнаруживали, то нарушительницу и станок обливали водой.
Если же дождь шел долго и мог испортить урожай, в некоторых районах обвиняли женщину, погубившую своего незаконнорожденного ребенка. Чтобы остановить осадки, следовало найти младенца. «Останавливали» дожди и знахари — они использовали предметы, связанные с земным огнем: печь или обожженную глиняную посуду.
Добрый господин с большой головой
В народе ветры разделяли на добрые и злые. Добрые приносили дожди во время засухи, злые же, мощные и разрушительные, вызывали вихри, град, опасные морские волны, а еще — болезни, особенно душевные. Считалось, что нечистые люди насылают по ветру злые чары и порчу, которые становятся причинами эпидемий. В то же время к ветру обращались в заговорах, чтобы он забрал болезнь, беду или печаль.
Ветер — как мифологический персонаж — наделяли определенными качествами и внешностью, его описывали как большого сильного человека или как старика в рваной шапке. Отмечали, что у него большая голова и толстые губы, в некоторых местностях его считали всадником или верили, что он ездит в повозке. Жил ветер, по поверьям, в ямах, лесах, в горах или на далеком острове в океане.
Воздух в традиционной культуре был связан с понятием о душе — якобы дух человека заключался в дыхании. Считалось, что ветер сопровождал покойников и нечистую силу. Причину сильных ветров видели в том, что где-то человек умер неестественной, насильственной смертью. По другим поверьям, ураганы вызывали духи злых людей, в то время как небольшой ветер приносили души добрых.
В сказках ветер часто выступает как помощник главного героя. Как господин он предстает в рассказе, который приводит Александр Афанасьев:
Шел мужик, смотрит — навстречу ему идут мужики: Солнце, Ветер и Мороз. Мужик мужикам поклонился, посеред дороги становился, а Ветру еще поклон наособицу. Этот лишний поклон разгневал Солнце:
— Постой, мужик! — сказало оно, — вот я те сожгу.
А Ветер молвил:
— Я повею холодом и умерю жар.
— Постой, мужик! Я тебя заморожу, — сказал Мороз.
А Ветер ответил:
— Я повею теплом и не допущу тебя.
В народе ветер задабривали особыми обрядами. Моряки и рыбаки вызывали его свистом, пением, молились святому Николаю и бросали в воду хлеб. Во многих губерниях ветер даже подкармливали — остатками блюд с праздничного стола, мукой, крупой и мясом.