Подходит к завершающей стадии строительство неординарного и даже можно сказать уникального в своем роде концертного зала, расположенного в горах Сишань, северней Пекина. Необычный проект разработала компания OPEN Architecture, которая уже не раз возводила удивительные объекты, которые словно сливаются с природой.
На этот раз они разработали своеобразный пещерный амфитеатр под названием «Chapel of Sound» («Часовня звука»), который больше напоминает доисторический валун, отколовшийся от скалы, нежели рукотворное сооружение.
Такой объект и место для строительства выбрали не случайно, учитывая, что «Часовня Звука» находится недалеко от участка Великой Китайской стены, который возвели в эпоху династии Мин. Авторы проекта и власти префектуры таким образом решили разнообразить культурную программу путешествующих и провести запланированную реконструкцию и оживление этого горного района. Это связано с тем, что деревеньки, расположенные в этой долине, стали массово покидать люди, ведь работы нет, и все отправляются в большие города, а приплыв туристов поможет остановить этот процесс.
Компания OPEN Architecture, которая сотрудничает с инженерной фирмой Arup, создала огромную конструкцию театра ...без крыши площадью 790 м², которая включает в себя полуоткрытый амфитеатр, открытую сцену, смотровые площадки и несколько помещений, предназначенных для обслуживания самого огромного здания и организации небольших залов для проведения организационных мероприятий, гримерных, санузлов и других зон.
Конструктивно «Chapel of Sound» состоит из бетона, в состав которого включены частички измельченных горных пород, чтобы придать ему большей естественной схожести с «доисторическим валуном».
Конструкция состоит из двух взаимосвязанных бетонных оболочек, внешняя часть объекта выглядит как перевернутая пирамида. Учитывая такую странную форму, строение касается поверхности земли наименьшей площадью, что сводит к минимуму воздействие на окружающую экосистему.
Заливка бетона для создания стен происходила 24 часа в сутки без остановок в течение дня и ночи, при этом каждая партия бетона вручную тщательно обрабатывалась, чтобы создать «естественные наплывы». Внутренняя же часть концертного зала формируется так, чтобы создать идеальную акустику. Поэтому интерьер больше напоминает пещеру, образовавшуюся с течением времени внутри скалы с ее «естественными» углублениями и выступами как в верхней части огромного зала, так и нижней, в которой есть площадка для сцены и каменные лавки для зрителей, расположенные по принципу амфитеатра. Все твердые поверхности и особые образования из бетона призваны отражать звук и создавать особую атмосферу единения с природой.
При этом создавались проходы и отверстия в определенных местах и на разных уровнях, чтобы они поглощали этот звук. Первоначально дизайн пещерного интерьера был основан на свойствах резонансных полостей в корпусах деревянных инструментов и в человеческом ухе, но затем был изменен. Его решили рассчитать с помощью специальных компьютерных программ, чтобы обеспечить идеальное пространство для правильного распространения звуковых волн и не допустить образования инфразвука.
Интересный факт: Инфразвук – то звуковые волны, частота которых ниже той, что может воспринимать человеческое ухо. Считается, что диапазон частот, которые воспринимает человек, колеблется от 16 до 20 Гц. Несмотря на то, что низкочастотные звуки не улавливает наш слуховой аппарат, их ощущает тело, а это приносит непоправимый вред организму. Если в акустических расчетах ошибиться хоть немного, то инфразвук даже не очень большой силы может вызвать слуховые галлюцинации, головокружение, страх, ужас, обмороки, а также он способен нарушить работу мозга и даже привести к временной слепоте. Такие симптомы зачастую появляются в глубоких пещерах, вот почему возникли легенды о Хозяйке Медной Горы, о стонущих душах, попавших в ад грешников, о призраках подземелий и т.д. Об этих звуках известно уже давно, поэтому для создания особенной обстановки в некоторых храмах, где есть орга́ны устанавливали трубы издающие низкочастотные звуки (чуть ниже 20 Гц), поэтому присутствующие в них люди ощущают дрожь, тоску, холодок по телу и т.д. Более низкие звуки с частотой в 7 Гц и вовсе вызывают остановку сердца или разрывают кровеносные сосуды.
Благодаря организации полостей и открытого пространства над сценой, таких последствий точно получится избежать, поэтому безопасность присутствующих будет гарантирована. Хотя распределение звука и проникновение света через открытую крышу, и выходы на террасы действительно помогут в создании ассоциативных образов, ведь они играют немалую роль для создания особой атмосферы в концертном зале «Chapel of Sound».
«Когда светит солнце, солнечные лучи танцуют на неровной поверхности пещеры, наполняя ее светом и звуком; когда идет дождь, вода тоже создает свое собственное медитативное представление, когда она падает через центральное отверстие зала, брызгая на пол, прежде чем вытекать через дренажные канавы на полу. В этом загадочном пространстве природа управляет постоянно меняющейся симфонией. Это в прямом смысле – часовня звука», – говорится в пресс-релизе компании OPEN Architecture. Планируется, что пещерный амфитеатр будет функционировать как концертная площадка и общественное пространство, где каждый человек может посидеть и пообщаться с единомышленниками или «спокойно слушать пение птиц, свист или жужжание насекомых, легкий ветерок, шуршащий сквозь близлежащие деревья, или капли дождя на полу».
Сдачу в эксплуатацию столь неординарного объекта переносят на весну, в связи с тем, что к наступлению холодов еще не все работы завершены. Несмотря на то, что строительство еще не закончено этот проект уже получил премию Progressive Architecture Awards, которая побуждает к инновационному мышлению в архитектуре.