«Челюсти», «Собачий полдень» и др: 7 лучших американских фильмов эпохи 1970-х, которые стоит пересмотреть и в 2020-х
505
просмотров
Эпоху 1970-х с полным правом называют лучшей в истории мирового кинематографа. В это время жили и создавали свои невероятные киношедевры Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола и другие признанные мастера, а рядом с ними работали молодые и дерзкие режиссёры. В фильмах снимались невероятно талантливые актёры и актрисы, а сюжет отличался осмысленностью и логикой. Сегодня мы предлагаем вспомнить картины, которые сами по себе достойны внимания и к тому же оказали влияние на кинематограф в целом.

«Таксист», 1976 год, режиссёр Мартин Скорсезе

«Таксист», 1976 год, режиссёр Мартин Скорсезе Кадр из фильма «Таксист».

Этот фильм никак нельзя назвать лёгким. Во время его просмотра расслабиться невозможно, потому что на протяжении почти двух часов зритель вместе с главным героем, ветераном вьетнамской войны Трэвисом Биклом, проходит все стадии осознания действительности: от надежды до ненависти к тем, кто превратил Нью-Йорк в город греха и порока. Каждый диалог и каждая сцена в «Таксисте» имеют глубокий смысл, а потрясающая игра актёров заставляет чувствовать свою сопричастность к происходящему на экране.

«Двухполосное шоссе», 1971 год, режиссёр Монте Хеллман

«Двухполосное шоссе», 1971 год, режиссёр Монте Хеллман Кадр из фильма «Двухполосное шоссе».

Картина длится 1,5 часа, она – о дороге, но при этом в ней нет бесконечного драйва. Журнал «Esquire» назвал картину «Двухполосное шоссе» фильмом года и напечатал его полный сценарий, однако многие представители молодого поколения его даже не видели. Этот шедевр от Монте Хеллмана, в первую очередь, о свободе. Свободе каждого человека жить так, как ему хочется, совершать свои собственные ошибки, любить, ненавидеть, играть по-крупному, падать и, поднявшись, идти дальше к своей цели. Наверняка, именно поэтому картина и стала культовой.

«Чужой», 1979 год, режиссёр Ридли Скотт

«Чужой», 1979 год, режиссёр Ридли Скотт Кадр из фильма «Чужой».

Этот космический хоррор завладел умами и сердцами зрителей на долгие годы. Наблюдая за событиями, происходящими с лейтенантом Рипли, многие даже не задумывались о том, какой скрытый смысл несёт в себе картина. Нужно лишь научиться читать если не между строк, то «между кадрами», чтобы понять: речь идёт не столько о вмешательстве в человеческий организм непонятного существа, сколько о собственных внутренних монстрах человека, о бессилии и страхе.

«Голова-ластик», 1977 год, режиссёр Дэвид Линч

«Голова-ластик», 1977 год, режиссёр Дэвид Линч Кадр из фильма «Голова-ластик».

Сценарий этого фильма уместился всего на 20 страницах, а его съёмки заняли у Дэвида Линча целых пять лет. При этом дебютный фильм режиссёра стал одним из самых любимых киношедевров Стэнли Кубрика и Джона Уотерса. Это – драматическая история взросления человека, который вынужден жить с осознанием собственной непохожести на других и травматическом опыте несчастливой семейной жизни. Кстати, во время съёмок картины от самого режиссёра ушла жена, и многие зрители считали, что он в «Человеке-ластике» иносказательно отразил собственную историю.

«Пролетая над гнездом кукушки», 1975 год, режиссёр Милош Форман

«Пролетая над гнездом кукушки», 1975 год, режиссёр Милош Форман Кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки».

Эта картина в особом представлении не нуждается. А шесть заслуженных «Оскаров», в том числе, и за «Лучший фильм» говорят сами за себя. Критики назовут эту картину гимном индивидуальности, а зрители могут себе позволить снова и снова наслаждаться гениальной игрой Джека Николсона, воплотившего на экране образ преступника Макмерфи, прикинувшегося душевнобольным и оказавшегося в психиатрической клинике. В результате история вылилась в драму противостояния человека и системы.

«Собачий полдень», 1975 год, режиссёр Сидни Люмет

«Собачий полдень», 1975 год, режиссёр Сидни Люмет Кадр из фильма «Собачий полдень».

Вдохновение режиссёру подарила журнальная статья, рассказывающая об ограблении банка в Бруклине, но в результате у Сидни Люмета родился не детектив, а настоящая драма, повествующая о том, на что способен человек, доведённый до крайней степени отчаяния. В фильме нашел своё отражение не банальный и почти рядовой случай ограбления, а трагедия многих американцев, недовольных жизнью и процессами, происходящими в обществе. Он о том, как растворяется человечность в холодном отчаянии, а на смену ей приходит безысходность, способная подтолкнуть на самые немыслимые поступки.

«Челюсти», 1975 год, режиссёр Стивен Спилберг

«Челюсти», 1975 год, режиссёр Стивен Спилберг Кадр из фильма «Челюсти».

Кажется, трудно найти человека, который бы не обратил в своё время внимание на этот шедевр Стивена Спилберга. Сюжет кто-то может посчитать незамысловатым: три смельчака вступают в схватку с кровожадной акулой. При этом сам хищник большую часть времени отсутствует на экране, и лишь леденящая кровь музыка не дает о нём забыть. Но при этом каждый зритель может увидеть в образе акулы что-то своё, свои страхи, свои потери. К примеру, Славой Жижек рассмотрел в животном «красную угрозу».

Есть фильмы, которые заставляют думать, а есть те, которые вдохновляют на настоящие свершения. Не сидеть, сложа руки в ожидании чуда, а брать свою жизнь под собственный контроль, менять в соответствии со своими представлениями о жизни вообще и о своём будущем в частности.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится