Биография мастера насыщена неординарными событиями, многочисленными путешествиями по миру и смелыми новаторскими экспериментами в сфере искусства.
Арман был разносторонней творческой личностью. Помимо скульптуры и живописи он увлекался изготовлением гравюр и книжных иллюстраций, а также на протяжении многих лет коллекционировал предметы быта (ручки, часы, радиоприемники), старинное японское оружие, а также маски и статуэтки народов Африки.
Биография Армана
Арман (настоящее имя — Арман Пьер Фернандес) появился на свет 17 ноября 1928 года в курортном городе Ницца, расположенном на берегу Средиземного моря, в семье торговца антиквариатом. По отцовской линии в его жилах текла испанская кровь, а предки матери были простыми французскими крестьянами.
Арман с детства увлекался рисованием, боевыми единоборствами и древней восточной философией. Изучив основы живописи под руководством отца, который был художником-самоучкой, он поступил в Школу декоративного искусства и одновременно начал посещать занятия в секции дзюдо при местной полицейской академии. Вскоре он познакомился с двумя молодыми людьми — Ивом Кляйном (Yves Klein) и Клодом Паскалем (Claude Pascal). Во время летних каникул они отправились в увлекательное путешествие автостопом по Европе. Впоследствии Кляйн стал знаменитым художником, а Паскаль — выдающимся французским композитором.
В 1949 году Арман поступил в Школу Лувра (École du Louvre) в Париже на факультет археологии, по окончании которой его призвали в армию и отправили на Индокитайскую войну во Вьетнам. А после демобилизации в 1953 году молодой художник вернулся в Ниццу, женился в первый раз и занялся написанием картин в стиле сюрреализма. Этот брак продлился 18 лет, в нем у мастера родились две дочери и сын. В начале 1970-х Арман снова женился, но и эти семейные отношения завершились разводом. Вторая супруга подарила ему еще двоих детей (сына и дочь), а в последний раз художник стал отцом уже в 1989 году. Младший ребенок по имени Ив Сезан Арман родился вне брака, но позже мастер официально признал его своим сыном.
Вплоть до конца 1950-х годов художник продолжал увлеченно писать картины маслом, но его работы не пользовались спросом у публики. Отчаявшись добиться успеха в сфере живописи, Арман решился на ряд необычных творческих экспериментов и вскоре добился потрясающих результатов. Сначала он разработал особую технику создания цветных принтов на бумаге и ткани с резиновых штампов и представил несколько работ на выставке в Париже в 1958 году. Новаторские произведения понравились публике и получили положительные отзывы многих критиков. Вдохновленный поддержкой мастер решил не останавливаться на достигнутом и спустя три года разработал другие уникальные концепции — «Аккумуляции», «Колеры» и «Мусорные баки».
Тогда же Арман присоединился к творческому объединению под названием Nouveau Réalisme, созданному его давним другом Ивом Кляйном. С этого момента он стал признанным мэтром современного искусства и вскоре получил приглашение из США принять участие в масштабной выставке.
Посетив в 1961 году Нью-Йорк, Арман влюбился в этот шумный мегаполис. К началу 1970-х он приобрел в центре города просторную квартиру, обустроил студию и проводил в ней большую часть года. Лишь на несколько зимних месяцев он покидал Нью-Йорк и приезжал в Ниццу, чтобы погреться под лучами теплого средиземноморского солнца.
Новаторские произведения художника пользовались огромным спросом у публики, он был желанным гостем на крупных международных выставках и постоянно получал множество щедрых заказов. Арман много путешествовал по миру, причем его радушно встречали не только на Западе, но и в странах соцлагеря. Масштабные монументальные работы автора в наши дни украшают площади городов во Франции, Италии, Швейцарии, США, Чили, Израиле и Ливане.
В конце 1980-х мастер после тридцатилетнего перерыва вновь вернулся к живописи, но созданные им картины не вызвали интереса у его поклонников. Тем не менее до конца жизни художник постоянно находился в центре внимания СМИ и увлеченно занимался творчеством. А 22 октября 2005 года Арман умер в Нью-Йорке в возрасте 76 лет.
Самые известные работы Армана
Признанный мастер современного искусства за свою карьеру создал сотни уникальных шедевров из разных материалов. Большинство ценителей его творчества по праву считают самыми известными работами Армана:
- «Ватерлоо Шопена» (1962) — произведение, которое у многих зрителей до сих пор прочно ассоциируется с варварским отношением к искусству. Художник безжалостно разрушил фортепиано, а затем закрепил на деревянной панели обломки, чтобы в аллегоричной форме изобразить торжество грубого насилия над прекрасным миром музыки.
- «Долгосрочная парковка» (1982) — огромная монументальная композиция из бетона и металла весом в 2 000 тонн. Для создания этого шедевра высотой почти 20 метров автор использовал каркасы 59 легковых автомобилей.
- «Эрос, внутри Эроса» (1986) — скульптура, представляющая собой разрезанный на части силуэт древнегреческого божества. Вид искореженного мужского торса вызывает у зрителя самые противоречивые эмоции и заставляет всерьез задуматься о хрупкости человеческой жизни.
- «Надежда на мир» (1990) — памятник, заказанный правительством Ливана по случаю окончания многолетней гражданской войны. Конструкция, из которой торчат дула танков и прочей бронетехники, шокирует зрителей огромным масштабом и внешне напоминает разрушенное бомбежкой многоэтажное здание.
Арман оставил яркий след в изобразительном искусстве второй половины ХХ столетия и по праву принадлежит к числу великих мастеров скульптуры всех времен. А его уникальные творческие эксперименты до сих пор вдохновляют молодых художников по всему миру на создание новых грандиозных шедевров.