Что за праздник - Масленица?: об истинных истоках, древних обрядах и традициях
458
просмотров
Масленица, конечно, никакой не христианский праздник, а натурально языческий. Просто так совпало, что после Крещения Руси гуляния, посвященные проводам зимы, стали предварять Великий пост. В сегодняшней статье я постараюсь ответить на самые популярные вопросы, касающиеся традиций празднования Масленицы.

КТО ТАКАЯ МАСЛЕНИЦА?

Помните мультик, где один недалекий персонаж спрашивал: «А кто такой Масленица? И когда он придет?» Вопрос не настолько глупый, насколько может показаться. У древних славян Масленица, действительно, была вполне конкретным персонажем, ассоциирующимся с уходящей зимой.

Выглядела она, как нарядная женщина и у нее даже имелись альтернативные имена: Авдотьюшка Изотьевная и Акулина Саввишна. В первый день масленичной недели ее фигуру ввозили на санях в деревню или город. Обычно чучело изготавливали из соломы, а затем обряжали в праздничные одежды. Когда Масленицу устанавливали в деревнях, местное население принималось петь ей хвалебно-насмешливые песни, в которых главную героиню праздника величали «кривошейкой» да «кургузкой».

ЧТО ЕЛИ В СТАРИНУ НА МАСЛЕНИЦУ?

Ни для кого же не секрет, что свое название гуляния, приуроченные к проводам зимы, получили из-за того, что всю неделю столы ломились от жирной, «масляной» пищи? А вот о том, что изначально славяне ели в этот период исключительно еду белого цвета вы, наверняка, не слышали.

Тем не менее, в древности рацион населения Руси в сакральную неделю проводов зимы состоял из молока, масла, сметаны и свежего сыра. Поэтому-то масленичную неделю называли сырной или сырницей – этимология понятна без дополнительных пояснений. Более того, во время сырницы не осуждались и многодневные запои – они были своеобразным ритуалом, призванным привлечь процветание и финансовое благополучие в наступившем году.

БЛИНЫ – СВЯЗЬ С ЗАГРОБНЫМ МИРОМ

Это сегодня блины – главный атрибут Масленицы, изначально же они считались поминальной едой. И это совсем не противоречило тому, что формой блины напоминают солнце. Наоборот! Сообразно верованиям древних славян, именно в загробный мир каждый вечер спускалось небесное светило, потому-то и блины в древности подавали чаще всего на поминках.

В сырную или масленичную неделю первый блин неизменно посвящали покойным родственникам: его оставляли на окнах или же относили на могилу. Кстати, масленичные народные песни непроста своей мелодикой очень напоминают оплакивание почивших родственников, это еще одна отсылка к поминальным обрядам.

ВРЕМЯ ПЛОДИТЬСЯ И РАЗМНОЖАТЬСЯ

И вот парадокс! Вместе с тем Масленица являлась и праздником молодости, а заодно – плодородия. Поэтому в течение всей недели недавно поженившиеся и пока бездетные пары чествовались особенно усиленно! Они были желанными гостями в каждом доме и постоянно посещали родственников – отсюда и взялись тещины вечерки по пятницам и золовкины посиделки по субботам.

Николай Сытников, «Масленица. Плес»

При этом во время Масленицы считалось хорошей приметой заставлять недавно поженившиеся пары целоваться на людях – мол, это и им быстрее потомство принесет, а заодно и к родственникам пары привлечет благополучие.

Федор Сычков, «Праздничный день. Подруги. Зима»

Еще один занятный обряд, существовавший в древности, – молодожен могли закопать в снег, дабы те напитались энергией пробуждающейся земли, которая у славян ассоциировалась с женским началом и таинством рождения. Закопанной в снег могла оказаться и девица на выданье. Тут все та же логика работала: земля даст ей свою плодоносящую энергию, и сразу же на потенциальную невесту парни начнут засматриваться да сватов к ее родителям засылать. При этом, зарывая пару или пока незамужнюю девицу в снег, участники действа громко смеялись – считалось, что смех значительно усиливает действие волшебного обряда.

ЧТО ТАКОЕ ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА?

Словосочетание «широкая Масленица» относилось лишь ко второй половине праздничных гуляний, а в целом во время сырной недели «расписание мероприятий» было, как сейчас принято говорить, очень плотным. Понедельник – встреча Масленицы и визиты к родным; вторник – заигрыш, разнообразные игры для взрослых и детей; среда – лакомка, зять к теще на угощение идет. А вот с четверга начиналась уже широкая Масленица – главное время разгула. Открывали ее кулачные бои. Обязательным мероприятием пятницы были тещины вечёрки, субботы – золовкины посиделки. Ну, а про воскресенье все итак всё знают – это же Прощеный день и заодно проводы Масленицы.

Кадр из фильма «Сибирский цирюльник»

Однако не стоит думать, что во время широкой Масленицы наши предки только к родственникам в гости ходили. С четверга все: и стар, и млад начинали кататься с ледяных горок, брать снежные крепости, играть в снежки, но, главное, в городах и деревнях появлялись праздничные поезда – вереницы саней, запряженных лошадьми.

Петр Грузинский, «Масленица»

Катание на масленичном поезде было не просто развлечением, а полноценным языческим обрядом. Считалось, что соединенные в цепочку сани способны помочь солнцу быстрее вращаться, а чем конструкция длиннее, тем скорее наступит лето. В некоторых деревнях в одну вереницу могли собрать до сотни санок, перемещался же волшебный поезд строго по направлению движения солнца.

Борис Кустодиев, «Масленица»

Еще одна традиция широкой масленицы – рядиться в чудные костюмы. Мужчины могли облачиться в женское платье, женщины – в мужское, а вот в костюмы коз или коров наряжались все вне зависимости от пола.

СОЖЖЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО ЧУЧЕЛА МАСЛЕНИЦЫ

Проводы и сожжение чучела Масленицы были процессом многоступенчатым. Вначале его возили по улицам, дабы жители могли с попрощаться с главной героиней праздника. Потом транспортировали за пределы населенного пункта, ведь пожаров в старину очень боялись. Там на месте женщины принимались петь корильные песни, упрекая Масленицу за то, что она слишком быстро их покидает.

Виноградова, «Сожжение чучела Масленицы»

После сетования сменялись частушками. Несчастное чучело дразнили и обзывали «полизухой», «блиноедкой» и «мокрохвосткой», а затем поджигали под причитания, пародирующие похоронные песни. Любопытно, что в некоторых деревнях сжигали не только чучело женщины, ассоциирующееся с уходящей зимой, но и старые колеса, символизирующие солнце. Славяне верили: подобный ритуал помогает привлечь быстрое наступление тепла.

К слову, у славян была и богиня Весны – прекрасная Кострома. По легенде, она приходила в деревни после сожжения Масленицы. Но участь Костромы тоже была не завидной: с наступлением лета ее чучело опять-таки жгли, топили в реке или же закапывали в землю, чтобы та лучше плодоносила. Но эта традиция, к сожалению или к счастью, до наших дней не дошла.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится