Да будет свет: футуристические светильники, созданные современными дизайнерами
441
просмотров
Нет сомнений, что важную роль в дизайне интерьера играют детали – текстиль, элементы декора и… конечно же, светильники. Именно освещение задает настроение всему интерьеру, позволяет нам расслабиться или, наоборот, сосредоточиться на задаче. Красивые и функциональные осветительные приборы способны украсить комнату и даже полностью изменить ее стиль. И неудивительно, что некоторые дизайнеры превратили проектирование светильников в дело всей жизни – или хотя бы уделили этому занятию внимание.

Витражные лампы Тиффани

Витражные лампы Тиффани Лампы Тиффани.

Луис Комфорт Тиффани был наследником того самого ювелирного бренда Tiffany, чья продукция завораживала героиню Одри Хепберн в известном фильме. Однако довольно долго и успешно бунтовал против семьи – в его студии мастера (и мастерицы – Тиффани был известен тем, что охотно принимал на работу творчески одаренных женщин, чем навлек на себя гнев профсоюза мужчин-стекольщиков) создавали детально проработанные витражи для общественных зданий. А из оставшихся стеклышек делали абажуры для ламп.

Витражные лампы, покорившие США и Европу.

Самой успешной разработчицей узоров для витражных ламп была Клара Дрисколл. Лампы Тиффани пользовались бешеной популярностью до Второй мировой войны и затем были «переоткрыты» в семидесятые годы.

«Та самая люстра из ИКЕА» Пола Хеннингсена

«Та самая люстра из ИКЕА» Пола Хеннингсена Многоярусные люстры Хеннингсена.

Датчанин Пол Хеннингсен был человеком смелым и неравнодушным к вопросам социального неравенства, его статьи и эссе вызывали скандал каждый раз, когда появлялись в печати. Во многом на него повлияло воспитание – его мать была известной писательницей и феминисткой. Он не завершил свое архитектурное образование, однако это не мешало ему активно участвовать в крупных градостроительных проектах. Однажды, возвращаясь домой на трамвае, Хеннингсен подумал, что его соотечественники страдают от недостатка света. Казалось бы, электрические лампы должны были решить эту проблему, но в действительности они делали только хуже – резкий, неприятный свет, жесткие тени… И тогда он начал эксперименты по созданию люстр, делающих электрический свет рассеянным, мягким и равномерным.

Такая форма ламп была призвана рассеивать резкий электрический свет.

Проекты серии PH разрабатывались для дома, но в силу своей авангардной формы и безупречного качества исполнения появились в общественных учреждениях. Самой популярной многоярусной лампой Хеннингсена стала «Шишка», она же «Артишок» - сложно встретить человека, не видевшего ее или одну из ее многочисленных реплик.

Постмодернистские игры Инго Маурера

Постмодернистские игры Инго Маурера Лампы Инго Маурера.

Инго Маурер родился в семье простого немецкого рыбака и изучал дизайн в те годы, когда в Германии процветали идеи рационального и минималистичного подхода к проектированию: «Хороший дизайн – меньше дизайна». Однако Маурера это не устраивало, и в шестидесятые он перебрался в США, где его взгляды пришлись как нельзя кстати. Гремели вечеринки на «Фабрике» Уорхола, молодые художники, музыканты, модельеры экспериментировали, банка супа «Кэмпбелл» оказалась достойна собственного «портрета», а кричащие геометрические принты покрывали длинные ноги самых отчаянных модниц. В это веселое время Маурер и задумался о создании необычных светильников – а реализовал свои идеи уже спустя три года в родной стране.

Лампы Инго Маурера.

Лампа в виде лампочки, шрифтовые композиции из комиксов, переплетение проводов, обычно такое раздражающее, а теперь такое эстетичное, крылья, битые тарелки, маски клоунов… Маурера называли «поэтом света» - он превратил сугубо утилитарные вещи, призванные просто вписываться в интерьер и выполнять свою функцию, в настоящие произведения искусства. Кроме того, Маурер разработал концепцию «осветительной системы», включающей в себя ряд светильников, объединенных единым стилем и композицией.

Лампы Кастильони как необходимый минимум

Лампы Кастильони как необходимый минимум Светильники в духе минимализма.

Братьев Акилле и Пьера Джакомо Кастильони называют основоположниками минимализма, хотя в их репертуаре есть предметы ироничные и по-хорошему странные. Их светильник Arco, вдохновленный уличным фонарем – длинная изогнутая ножка и простой металлический абажур – стал не только самым знаменитым, но и самым подделываемым в XX веке.

Справа - лампа в коконе из синтетической смолы.

В шестидесятые, в период сотрудничества с фабрикой Flos, братья разработали необычную технологию Cocoon – на металлическую основу светильника распыляется синтетическая смола, которая при затвердевании образует легкий, прозрачный, но прочный «кокон». Так появились светильники, напоминающие воздушные облака или бумажные фонарики.

Шокирующая ирония Филиппа Старка

Шокирующая ирония Филиппа Старка Лампы с силуэтами оружия.

Филипп Старк – французский дизайнер-постмодернист, для которого нет ничего невозможного, а «хороший вкус», «правила» и «мера» - пустые слова. Работы Старка раз за разом вызывают волну общественных дискуссий, восторгов и ожидаемых обвинений в китче и вульгарности. В его портфолио интерьеры и экстерьеры, сантехника, посуда, мебель – и, конечно же, светильники. На первый взгляд – совершенно классические, обыкновенные вещи. Но стоит присмотреться… и оказывается, что «мещанская» настольная лампа прочно срослась с силуэтом огнестрельного оружия. Автоматы Калашникова и винтовки покрыты золотым напылением.

Люстра с зонтиком и из черного хрусталя.

Для бренда Baccarat он разработал торжественную люстру в духе французского классицизма и тем самым задал многолетний тренд на черный хрусталь. А к юбилею своего творения он предложил новую, ироничную и странную модель – все та же роскошная люстра «спряталась» под зонтиком.

Легкость бытия Ферруччо Лавиани

Легкость бытия Ферруччо Лавиани Лампы Ферруччо Лавиани.
Лампы Ферруччо Лавиани.

Лавиани – земляк Страдивари, уроженец итальянской Кремоны. В возрасте восемнадцати лет он серьезно готовился стать скрипичным мастером и даже начал обучение, но вскоре решил попробовать свои силы в дизайне и поступил в Миланский политех. Последовательно он получил дипломы дизайнера и архитектора, сотрудничал с Микеле де Лукки – легендой итальянского постмодернизма, соратником Этторе Соттсасса и участником группы «Мемфис». Лавиани, как и его коллеги, двигается в русле постмодернизма, сочетая традиционные формы с ультрасовременными, меняя привычные материалы на китчевые.

Сам же Этторе Соттсасс был большим любителем скандалов - его печатную машинку называли вульгарной, крупные компании тщетно боролись за право предложить ему работу, а сам он сравнивал созданный им стиль с запрещенными веществами.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится