Он также был сценаристом фильма «Через тернии к звездам» и мультфильма «Тайна третьей планеты». Около 20 его произведений были экранизированы. Однако у писателя-фантаста была и другая жизнь, где его знали под его настоящим именем. И от коллег по своей основной профессии он долгие годы скрывал свой литературный псевдоним…
Настоящее имя Кира Булычева – Игорь Можейко. Он родился в 1934 г. в Москве в семье выходцев из дворянского рода. После окончания Московского государственного института иностранных языков Игорь Можейко несколько лет работал переводчиком в Бирме, а после возвращения в Москву поступил в аспирантуру Института востоковедения Академии наук СССР и занялся изучением культуры стран Востока. Защитив диссертацию, Можейко в том же учебном заведении начал преподавать историю Бирмы. Спустя 16 лет он стал доктором исторических наук.
В научных кругах его знали как серьезного ученого и преподавателя, автора научных трудов по истории Юго-Восточной Азии и публицистических очерков в журналах «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». Занятие «беллетристикой», тем более такой «низкосортной» как научная фантастика, в институте считалось недостойным и несерьезным. Можейко опасался навредить своей репутации и потерять работу, поэтому, увлекшись литературным творчеством, взял себе псевдоним – Кирилл Булычев, составленный из девичьей фамилии матери и имени супруги, художницы Киры Сошинской. Позже имя Кирилл сократили до «Кир».
Сам Игорь Можейко позже рассказывал об этом с улыбкой: «Я в то время начал работать в Институте востоковедения и очень живо представил себе, что будет. Прочтут рассказ в институте – и выяснится, что младший научный сотрудник, который сбежал из колхоза, прогулял овощебазу, не явился на профсоюзное собрание и отнесся не по-товарищески к известной красавице Ивановой, еще и пишет фантастику! Гнать такого Можейку из института! В общем, я испугался. И в одну минуту придумал себе псевдоним: Кир – от имени жены, Булычев – от фамилии матери. На что-то более изысканное в тот момент не было времени. В страхе перед разоблачением я существовал и потом, но ничего особенно ужасного в таком положении не было: работа историка – совершенно другая сфера моей жизни, и люди, с которыми я работал, никакого удовольствия от того, что я пишу, все равно не получили бы».
Игорь Можейко не был членом Союза писателей, а в СССР заниматься исключительно литературной деятельностью могли только члены творческого союза – иначе бы их посчитали тунеядцами. Поэтому он так и опасался потерять свою основную работу, а книги публиковал под псевдонимом.
Его первый рассказ «Маунг Джо будет жить» был опубликован в 1961 г., и с тех пор в печати регулярно появлялись его произведения под псевдонимом Кир Булычев. Особенной любовью и популярностью у юных читателей пользовались его фантастические рассказы и повести о приключениях Алисы Селезневой, которая стала главной героиней в 52 его произведениях!
Свою героиню автор назвал в честь дочери Алисы, хотя прототипом героини она не стала – девочки были разными и внешне, и по характеру. О том, как родился замысел этих произведений, Кир Булычев рассказывал: «В нашей семье родилась дочка. Её назвали Алисой. Алиса росла, и вот она научилась читать. И тогда я подумал: а что же она будет читать?.. Нашим детям жить в двадцать первом веке, летать к звёздам, открывать новые планеты, но что они будут читать, когда узнают всё про Бабу Ягу и Кащея? Может, они ничего не будут читать? Будут смотреть видео, жевать «сникерс» и обойдутся без книжек? С этим я не согласился и решил попробовать написать повести для детей, которые станут взрослыми в будущем веке».
Дочь писателя Алиса рассказывала об отце: «Он – типичный в классическом понимании мужчина-писатель, который мог, скажем, бульон сварить и сходить в магазин. Но в хозяйстве был человеком не самым полезным. Мной занимался мало. Мне было 3-4 года, когда он начал создавать истории про Алису Селезневу. Подразумевалось: мол, я с дочерью общаюсь мало, но вот она прочитает мои книжки. Я не была смыслом папиной жизни. Он был занятой и увлеченный человек. Есть сумасшедшие папочки, а он являл собой нормального папочку… Алиса – это придуманный образ, который ко мне не имеет отношения, кроме имени. То есть, это скорее мечта отца о такой боевой девочке, ведь собственная дочка была довольно тихая».
Повесть «Сто лет тому вперед» послужила основой для сценария 5-серийного фильма «Гостья из будущего». После его выхода на экраны Алиса Селезнева стала кумиром советских школьников. Юной актрисе Наташе Гусевой письма приходили мешками, в ее подъезде дежурили поклонники. Эта внезапно обрушившаяся на нее слава девочку не обрадовала, а испугала, и она решила не связывать жизнь с актерской профессией.
«Двойная жизнь» писателя раскрылась в начале 1980-х гг., когда Киру Булычеву вручили Государственную премию СССР за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и мультфильму «Тайна третьей планеты». Если в опубликованных книгах и титрах фильмов можно было «спрятаться» за псевдонимом, тут уже писателю пришлось раскрыть свое настоящее имя. Вопреки его опасениям, его основной профессии это никак не повредило и из института его не уволили.
Всего около 20 произведений Кира Булычева были экранизированы, и сегодня его называют Стивеном Кингом советской научной фантастики. В 2002 г. писателя посвятили в кавалеры «Ордена рыцарей фантастики».
5 сентября 2003 г. Кир Булычев ушел из жизни после тяжелой онкологической болезни. А его произведения и их экранизации не теряют популярности до сих пор. В 2004 г. была учреждена писательская премия имени Кира Булычева.