Джон Кольер (John Maler Collier; 27 января 1850 — 11 апреля 1934 гг.) — знаменитый британский художник конца XIX — начала ХХ веков, выдающийся мастер исторического и портретного жанров. Джон Кольер был из одним из наиболее известных представителей движения прерафаэлитов в истории английского изобразительного искусства. Среди лучших шедевров его творчества имеется немало портретов видных современников и картин на мифологическую тематику. Биография мастера представляет собой достойный образец успешной карьеры трудолюбивого и талантливого художника.
Джон Кольер был выходцем из весьма уважаемой и богатой семьи лондонских политиков. Его отец в течение многих лет выполнял обязанности королевского прокурора и судьи Тайного совета, а также являлся членом палаты лордов британского парламента.
Биография Джона Кольера
Джон Малер Кольер появился на свет 27 января 1850 года в престижном районе Челси, расположенном в западной части Лондона. Способности к рисованию ему достались от отца, увлекавшегося в молодости живописью и созданием карикатур. Он был вторым сыном в семье и не мог претендовать на наследный титул лорда Монксвелл, поэтому родители не препятствовали желанию Джона стать профессиональным художником.
Кольер окончил престижный Итонский колледж, затем несколько лет посещал уроки в Школе изящных искусств Феликса Слейда (Felix Joseph Slade), после чего уехал в Мюнхен. В столице Баварии Джон успешно отучился шесть лет в академии художеств и вернулся в Лондон.
Благодаря аристократическому происхождению, Кольер с самого начала творческой карьеры имел хорошие связи в лондонском высшем обществе. Талантливый молодой художник начал писать портреты на заказ и очень скоро приобрел широкую известность в кругах высшей британской знати.
По возвращении в Лондон, в 1878 году Джон Кольер познакомился с очаровательной девушкой по имени Мэриан — дочерью президента Королевского научного общества Томаса Генри Гексли (Thomas Henry Huxley). Его избранница тоже была художницей, молодые люди полюбили друг друга, и в 1879 году пара обвенчалась.
К несчастью, этот брак оказался весьма коротким. После рождения первенца Мэриан заболела тяжелым психологическим расстройством и ее поместили на лечение в парижскую клинику, где молодая женщина скоропостижно скончалась в 1887 году.
Между тем, семейные несчастья никак не отразились на развитии профессиональной карьеры Кольера. Уже к 30 годам он стал очень востребованным портретистом и зарабатывал написанием картин приличные деньги. Кроме того, Джон всерьез увлекся мифологической тематикой. А особенно яркими и красочными у него получались произведения на основе старинных легенд и сказаний с изображением эффектных обнаженных женщин.
Через два года после смерти первой жены Джон Кольер снова решил попытать счастья в семейной жизни. К удивлению окружающих, на этот раз его избранницей стала младшая сестра Мэриан — Этель. Но англиканская церковь категорически отказывалась признавать такой брачный союз, поэтому молодоженам пришлось венчаться в менее консервативной протестантской Норвегии. Вторая жена подарила живописцу двух детей — сына и дочь, с Этель он счастливо прожил более 40 лет до самой смерти.
Джон Кольер рано добился признания у публики и никогда не испытывал финансовых затруднений. Оставаясь в стороне от активной политической жизни, он с увлечением занимался живописью. За свою карьеру мастер создал сотни портретов известных современников:
- политических деятелей и военачальников;
- ученых и членов королевской семьи;
- высокопоставленных чиновников и священников;
- художников, актеров и светских дам.
Живописец очень редко покидал пределы родного Лондона и никогда не занимался преподавательской деятельностью. В достатке и семейном счастье он прожил большую часть жизни в роскошном особняке на Итон-авеню, в северо-западной части столицы Британии. А 11 апреля 1934 года в возрасте 84 лет Джон Кольер в окружении близких навсегда покинул этот мир.
Самые известные картины Джона Кольера
Гениальный британский мастер живописи подарил человечеству огромное количество прекрасных произведений. И все же, самыми известными картинами Джона Кольера считаются:
- «Портрет Чарльза Дарвина» (1882) — одно из знаменитейших произведений портретного жанра автора. Великий ученый изображен на картине в темном пальто со шляпой в руке, он пристально и невозмутимо смотрит на зрителя, излучая спокойствие и уверенность в своих силах.
- «Цирцея» (1885) — работа, в которой художник изобразил могущественную колдунью обнаженной, отдыхающей рядом с дикими животными. Прекрасная женщина грациозно опирается одной рукой на могучего тигра, а возле ее ног трется грациозный ягуар.
- «Лилит» (1889) — шедевр, посвященный древнееврейской демонице-соблазнительнице. Нагое тело рыжеволосой красавицы, обвитое огромным змеем, ослепительной белизной выделяется на темном окружающем фоне.
- «Леди Годива» (1898) — картина, наглядно иллюстрирующая древнюю английскую легенду о покровительнице Ковентри. Прекрасная дева согласилась проехать обнаженной на лошади через весь город ради того, чтобы ее муж снизил налоги для граждан.
Джон Кольер еще при жизни был заслуженно признан великим британским живописцем. Его изумительные картины до сих пор волнуют сердца зрителей и вызывают огромный интерес у ценителей искусства.