Джон Сингер Сарджент восхищал критиков уверенной, свободной манерой, смелостью, динамичностью мазков. На пике своей популярности художник брал за один портрет пять тысяч долларов. Несмотря на это, к нему съезжались заказчики со всего мира.
Биография Джона Сингера Сарджента
Джон Сингер Сарджент родился 12 января 1856 года в Италии, в семье глазного хирурга. Родители его до конца дней оставались кочевыми экспатриантами, «гражданами мира», предпочитали переезды из страны в страну. Началось всё, когда отец работал в Филадельфии: умер первый ребёнок — девочка двух лет. Чтобы развеяться, пара предприняла путешествие по миру и во Флоренции задержалась из-за эпидемии холеры. Именно тут родился сын.
Отец мечтал о военно-морской карьере для мальчика, мать же считала, что путешествие по странам Европы позволит дать ему разностороннее образование. Сам Джон Сингер с детства предпочитал игры на свежем воздухе, а не учёбу. Мешала получению систематических знаний и кочевая жизнь.
Художественные задатки Джон Сингер Сарджент унаследовал от родителей: отец прославился как медицинский иллюстратор, мать была талантливой художницей. Именно она поощряла стремление сына к рисованию, который часто делал наброски пейзажей, копировал картинки из газет. Вовремя разглядев будущий талант, мать уговорила дать мальчику художественное образование. Первые уроки он взял у немецкого пейзажиста Карла Вельша (Heinrich Carl Welsch).
Джон Сарджент получил начальное образование во Флорентийской Академии, а продолжил учиться в Париже. В Высшую школу изящных искусств он попал в 1874 году.
Много работал над анатомией, перспективой, рисовал в музеях, брал уроки у портретиста Чарльза Каролуса-Дюрана (Charles Emile Auguste Durant). Это определило будущее направление деятельности Джона Сарджента. Он быстро понял: портретная живопись — лучший способ продвижения карьеры и залог стабильного дохода.
После 1879 года Сарджент много путешествовал. Поездка в Испанию привлекла его внимание к пластичным испанским танцам. В Италии он сделал много набросков жанровых сцен, изучал жестикуляцию и позы, что пригодилось в дальнейшем при создании элегантных портретов.
Вернувшись в Париж, художник сразу стал получать заказы, демонстрировал удивительную выносливость, мог работать по ночам. В 1880-х его работы выставлялись на многочисленных салонах. Тогда же получил скандальную известность «Портрет мадам Икс», хотя самому автору он очень нравился.
Из-за скандала, Джон Сарджент перебрался в Лондон, где выставлял свои работы в Королевской Академии. Здесь же он познакомился с Оскаром-Клодом Моне (Oscar-Claude Monet) и в 1885 году написал портрет художника и его невесты.
В 1887-1888 годах Джон Сарджент посетил Нью-Йорк, что принесло ему новые заказы по возвращении в Европу. Живописец научился работать без предварительных набросков, делал всё сам, не держал помощников. Среди знаменитых личностей, которых он изображал, были Роберт Стивенсон (Robert Louis Balfour Stevenson) и Теодор Рузвельт (Theodore Roosevelt).
В 1907 году мастеру исполнился 51 год. Он официально закрыл портретную студию, закончив карьеру автопортретом. В дальнейшем он посвятил себя акварелям, путешествовал на Восток, в Венецию, по американским штатам, изображал природу, горы, архитектуру, экзотические народы.
В 1922 году Джон Сарджент вошёл в число основателей Центральной художественной галереи Нью-Йорка, где два года спустя прошла его самая крупная выставка. В 1925 году живописец вернулся в Лондон, где 14 апреля неожиданно скончался от сердечного приступа. Похоронили знаменитого портретиста на Бруквудском кладбище.
Самые известные картины Джона Сингера Сарджента
Картины Джона Сингера Сарджента при его жизни и после смерти высоко оценивают искусствоведы и поклонники живописи. Наиболее известные из работ художника:
- «Испанская танцовщица. Эскиз для Эль-Халео» (1882) — выступление испанской цыганки, на котором мастер изучал пластику движений и поз.
- «Портрет Мадам Х» (1884) — несмотря на привычное изображение дамы в декольтированном платье, вызвал негодование и критику искусствоведов.
- «Клод Моне, рисующий на краю леса» (1885) — сцена произошла во время пленэра в Живерни, под Парижем. Создателя картины поразили терпение невесты Моне и его сосредоточенная работа на природе.
- «Портрет Теодора Рузвельта» (1903) — художник подловил момент, когда Рузвельт обернулся к нему, во время прохождения по Белому Дому, и заставил держать позу.
- «Сиеста гондольеров» (1904) — акварель уличной сценки, на фоне старинного здания. Одна из многочисленных работ, посвящённых передаче окружающей жизни.
- «Алмина, дочь Ашера Вертхаймера» (1908) — поколебала репутацию мастера, которого обвиняли в чрезмерной любви к евреям. Изображена Алмина Вертхеймер в персидском наряде.