Филигрань — очень сложная и трудоемкая техника, в которой на создание уникального ювелирного шедевра художник тратит несколько недель или даже месяцев. Опытные мастера нередко дополняют изделия вставками из драгоценных камней, черненого серебра, костей животных, жемчуга или кусочков древесины.
Виды и особенности филиграни
Филигрань в качестве художественного метода обработки металлов чаще всего используется при изготовлении небольших ювелирных украшений. Но с помощью этой техники мастера создают и другие разнообразные изделия:
- статуэтки и скульптуры;
- оригинальную посуду (чаши, кубки, тарелки, подстаканники);
- изысканные пуговицы;
- головные уборы;
- пояса;
- наручи;
- рамы для икон и картин;
- углы переплетов и обложки ценных книг.
В ювелирном деле различают следующие основные виды филиграни:
- напайную;
- ажурную;
- объемную.
При изготовлении напайных изделий мастер аккуратно крепит с помощью пайки элементы филигранного узора к основе из листового металла. Ажурные предметы художник делает исключительно из проволоки, напрямую соединяя между собой отдельные элементы украшения. Объемную технику филиграни применяют при создании сложных пространственных художественных композиций (статуэток или скульптур).
Основными материалами для филиграни служат разнообразные металлы и сплавы:
- золото;
- серебро;
- платина;
- медь;
- мельхиор;
- латунь;
- нейзильбер.
Ювелиры обычно используют в своей работе не гладкую, а специальным образом подготовленную филигранную проволоку. Ее делают путем плотного скручивания между собой двух тонких нитей с последующим их расплющиванием молотком. При изготовлении ювелирных изделий филигрань часто сочетают с зернью (мелкими металлическими шариками), а поверхности покрывают специальной эмалью.
История филиграни
История филиграни насчитывает около 5000 лет, а изобрели эту ювелирную технику в Месопотамии. Об этом свидетельствуют найденные в ходе археологических раскопок многочисленные украшения, созданные древними мастерами. Позже искусство филиграни распространилось в соседние регионы, им овладели финикийцы и египтяне, персы и индийцы.
В период с VIII до IV веков до нашей эры древняя техника была широко распространена на землях скифов. Местные мастера научились создавать в уникальном зверином стиле всевозможные украшения и предметы декора, в том числе прекрасные нагрудные пекторали. Техника филиграни также была знакома древним этрускам, грекам и римлянам, которые переняли ее у соседей финикийцев и тщательно передавали из поколения в поколение секреты этого ремесла.
В Северной Европе значительных успехов в сфере художественной ювелирной обработки металлов добились кельты, бритты и саксы. Самые ранние образцы филигранных изделий, обнаруженные на территории современной Англии, датируются VII веком, в том числе часть артефактов из крупнейшего Стаффордширского клада.
В Средние века филигрань была широко распространена в странах Южной Европы. Крупные центры по производству ювелирных украшений существовали на территории современной Испании, Португалии и Италии. Вплоть до начала эпохи Возрождения основными заказчиками европейских мастеров филиграни была католическая церковь. До сих пор вызывают восхищение уникальные культовые предметы, созданные в те времена, — реликварии, кресты и чаши для богослужений.
С XVI века техникой филиграни в совершенстве овладели мастера практически во всех странах Западной и Центральной Европы. С этого времени и до наших дней древний метод художественной обработки металла остается одним из наиболее востребованных в ювелирном деле.
В России искусство филиграни начало бурно развиваться в начале XVIII века, после того как секреты этого ремесла привезли шведские мастера, приехавшие на постоянное поселение. В течение двух последующих столетий в разных уголках Российской империи появились уникальные центры скани, в том числе и самый известный из них, расположенный в поселке Красное-на-Волге Костромской области.
Филигрань и в наши дни остается востребованной ювелирной техникой. Уникальные образцы антиквариата, созданные древними мастерами, вызывают огромный интерес на арт-аукционах у самой искушенной публики.