История известных «мылен»: в какой бане Дербента могли мыться только незамужние девушки, что Федор Шаляпин назвал «царь-баней» и где находится «баня-шайба»
0
1,015
просмотров
«Мовницы», «влазни», «мыльни» известны на Руси как минимум с X века. Сначала это были деревянные постройки без излишеств, а со временем стали возводить изысканные архитектурные сооружения. В какой бане Дербента могли мыться только незамужние девушки, что Федор Шаляпин назвал «царь-баней» и где находится «баня-шайба» — читайте в нашем материале.

Баня «Сары-Гюзель» в Бахчисарае

Баня «Сары-Гюзель» в Бахчисарае Ханские бани. Бахчисарай, Республика Крым. 1532.

Сары-Гюзель расположена в историческом центре Бахчисарая в Крыму. Это одно из старейших сооружений ансамбля Ханского дворца — оно относится к 1532 году. Тогда хан Сахиб I Герай решил перенести резиденцию в новое место. Для этого возвели новый «дворец-сад» — на крымско-татарском языке bağça saray.

Новую баню стали называть баней Сахиба Герая, или старой баней. Имя «Сары-Гюзель», «белокурая красавица», сооружение получило не раньше XIX века.

Павел Шиллинговский. Ханские бани (фрагмент). 1923.

Баня делилась на мужское и женское отделения с отдельными входами, крытыми двориками с фонтанами и скамьями для отдыха. Естественный свет попадал в нее через отверстия в куполах — в форме звезд и полумесяцев. В баню приходили не только купаться, но и обмениваться новостями, проводить деловые встречи.

Окончив странствие мое верхом, с лишком на 200 верст продолжавшееся, мне нужно было освежиться банею, и я ходил в Турецкую. Это был для меня Багдадский вечер. Содержатель бани провожал меня из Хан-Сарая то есть дворца, держа в руках бумажный фонарь, который, несмотря на светлую месячную ночь, весьма был нужен по причине высоких стен и узкой улицы, по коей нам должно было проходить.
Иван Муравьев-Апостол. «Путешествие по Тавриде в 1820 годе»

Как вспоминал писатель, его завели в предбанник — «сторожку», где он сменил свою одежду на белый платок-передник и деревянные туфли. Затем провели в «потовую» с круглым куполом, где положили на мраморную низкую лежанку.

Баня «Сары-Гюзель». Бахчисарай, Республика Крым.

Муравьев-Апостол описал массаж: «Тут началось то, чем отличаются восточные бани от наших, — правление членов». Потом гостя отвели в «мыльную» с мраморным бассейном, где обтерли шерстяной рукавицей. «Последнее действие было то же, что и в русских банях, — окачивание». Вот только обливали не холодной, а горячей водой. А после — подвязали сухой передник, накинули на голову платок-чалму и проводили к дивану — для отдыха.

Баня работала почти 400 лет и закрылась только после землетрясения 1927 года. Сегодня отреставрированный комплекс — часть Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.

Холодная баня в Царском Селе

Холодная баня в Царском Селе Часть площадки и спуска у агатовых комнат. Царское Село, Санкт-Петербург. Архитектор Чарлз Камерон. 1779–1787.

Построил ее для Екатерины II шотландский архитектор Чарлз Камерон — автор книги «Термы римлян». Императрица хотела иметь в своей резиденции «проект античного дома, распланированного как в древности» и пригласила в Россию «великого рисовальщика» Камерона. Так, в Царском Селе к 1794 году вырос ансамбль в духе классицизма: через Висячий сад Екатерина II напрямую из своих покоев проходила к Холодной бане, гуляла вдоль колоннады Камероновой галереи, а по Пандусу спускалась в парк.

Петр Неелов. План второго этажа Холодных бань и прилегающих к ним частей комплекса. 1797.

Термы созданы по образу римских бань IV века. На нижнем этаже Камерон расположил Купальный зал с оловянным бассейном. Также внизу находилась русская баня (пар в ней давали 250 пушечных ядер, которые поливали водой), ванная комната, массажный Угловой кабинет. Отдыхальную украшало «античное ложе» и белый мраморный камин.

На верхнем этаже были кабинеты, библиотека, Большой зал. Императрица поручила отделать их минералами — на все убранство ушло 25 тонн мрамора и разноцветной яшмы.

Kaмepoнoвa гaлepeя. Царское Село, Санкт-Петербург. Архитектор Чарлз Камерон. 1779–1787.

Екатерина II критично отнеслась к завершенному проекту. Своему секретарю Александру Храповицкому она писала: «Странно, что все строение для бани строено, а баня вышла худая, мыться в ней нельзя». Купалась императрица чаще в Верхней и Нижней ваннах у Квадратных прудов.

Во время Великой Отечественной войны немцы устроили в здании казино и офицерский клуб, выломали яшму со стен. Холодную баню восстановили в 1947–1948 годах, а яшмовое убранство полностью вернули в 2013 году. Сегодня туда можно зайти по билету Государственного музея-заповедника «Царское Село».

Сандуны в Москве

Сандуны в Москве Сандуновские бани. Электрическая станция и водосборы. Москва. Архитектор Борис Фрейденберг. 1808. Иллюстрация из альбома «Иллюстрированное описание Сандуновских бань». Москва: издательство «Типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерев и К°», 1896

Самую известную баню столицы — на углу Неглинной улицы и Сандуновского переулка — построили в 1808 году. Актеров придворного театра Силу Сандунова и Елизавету Уранову поженила лично Екатерина II. Молодоженам подарила бриллианты, на которые они купили участок земли в районе реки Неглинной — и прославились своими банями на всю Россию.

В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское «дворянское» отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. <...> В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе.
Владимир Гиляровский. «Москва и москвичи»

Сандуновские бани. Москва. Архитектор Борис Фрейденберг. 1808.

Бани сохранили свой облик даже после пожаров и разрухи Отечественной войны 1812 года. Ходили слухи, что в Сандунах успел попариться сам Наполеон Бонапарт. Говорили: «Кто в Сандунах не бывал, Москвы не видал».

После смерти Силы Сандунова баня не раз меняла хозяев. В 1881 году она перешла к меценатке Вере Фирсановой и ее мужу, офицеру Алексею Ганецкому. Супруги изучили банный опыт зарубежных стран от Турции до Ирландии, пригласили архитектора Бориса Фрейденберга и к 1896 году перестроили комплекс по современной моде.

Снаружи — эклектичный дворец с элементами готики, ренессанса, рококо, классицизма и промышленной архитектуры. Внутри — роскошные интерьеры с итальянским мрамором, английским фарфором и швейцарской плиткой: мавританский дворик, готический зал, римские термы. Вода в бани поступала по отдельному водопроводу от Бабьегорской плотины (ныне фабрика «Красный Октябрь»). А свет — от собственной электростанции.

Сандуновские бани. Москва. Архитектор Борис Фрейденберг. 1808. Иллюстрация из альбома «Иллюстрированное описание Сандуновских бань».

В простонародное отделение пускали за пять копеек. А в дворянских номерах с мебелью из редкого дерева парились градоначальник Владимир Долгоруков, писатель Антон Чехов, актер Иван Григоровский, композитор Сергей Рахманинов. Певец Федор Шаляпин называл Сандуны «царь-банями», но просился в парильню в санитарные дни — дабы не отвлекаться на поклонников. А у «чистюли» Владимира Маяковского была своя скамейка — она и сегодня имеет надпись: «Здесь мылся Человек, шагающий в ногу со временем».

В интерьерах Сандунов не раз снимались киносцены — шторм на Черном море в «Броненосце «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, эпизод с Арнольдом Шварценеггером в парной из «Красной жары» Уолтора Хилла, бал Сатаны в сериале «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко. Сегодня туда можно прийти попариться или просто побывать там с экскурсией.

Девичья баня в Дербенте

Девичья баня в Дербенте Девичья баня — Музей культуры и быта древнего Дербента. Дербент, Республика Дагестан.

Девичья баня расположена в исторической части Дербента — самого древнего города России. Она находится рядом со старейшей в стране Джума-мечетью. Баню построили в XIX веке под землей — по типу старых восточных бань. Вниз спускались по каменной лестнице. Над землей виднелся купольный свод с отверстием, через которое естественный свет проникал в зал с бассейном по центру. Здесь девушки оставляли одежду и обувь, заворачивались в кумачовые покрывала и проходили в горячее отделение.

Девичья баня — Музей культуры и быта древнего Дербента. Дербент, Республика Дагестан.

«Девичьей» баня называлась по своему предназначению: там могли мыться только незамужние девушки. Здесь устраивали и торжества — накануне свадьбы в бане проходила церемония купания невесты. Во время символического девичника невеста очищалась от прошлой жизни — с помощью ароматных масел и благовоний. А после обряда девушки наряжались, пили шербет, пели ритуальные песни.

Девичья баня — Музей культуры и быта древнего Дербента. Дербент, Республика Дагестан.

Домой невесту провожали, закрыв от любопытных глаз: над головой поднимали красную ткань и окружали со всех сторон живым коридором. Первым мужчиной, который увидит ее после церемонии, должен быть муж. В следующий раз девушка могла мыться только в соседней, женской бане.

Девичья баня работала до 1950-х годов. Спустя годы запустения, после реставрации в 1992 году, в здании открыли Музей культуры и быта древнего Дербента. Сегодня там можно увидеть старинные женские костюмы и украшения, посуду, ковры, банные принадлежности.

Банный корпус в Петергофе

Банный корпус в Петергофе Дворец Монплезир. Петергоф, Санкт-Петербург. Архитекторы: Жан-Батист Леблон, Иоганн Браунштейн, Никола Мичетти, Бартоломео Растрелли. 1714–1723.

Банный корпус находится у восточного флигеля дворца Монплезир — на месте первой императорской бани в России. Деревянную мыльню на берегу Финского залива для Петра I построили в 1722 году. Там император парился, закидывая воду на раскаленные пушечные ядра, «пущал кровь» и принимал мокриц и толченых червей как лекарство.

При Елизавете Петровне баню разобрали. В 1748 году здесь возвели другой комплекс: снаружи деревянный, изнутри — пышно отделанный. Екатерина II в 1770-е годы устроила в бане восьмигранный бассейн с подъемным дном: из Финского залива поступала морская вода, а из фонтана с оловянной скульптурой «Мужичок с волынкой» Алессандро Мартелли — пресная.

Банный корпус. Петергоф, Санкт-Петербург. Архитектор Эдуард Ган. 1865–1866.

В 1800 году деревянную мыльню перестроили в камне по проекту Джакомо Кваренги. «Мужичка» в бассейне сменила золотая колонна с шаром, из которого брызгали 101 дугообразная струя и фонтан-шутиха: еще 164 вертикальные струи ударяли посетителей снизу. В 1817 году в бане провели капремонт, и туда смогли приходить мыться даже те, кто не был близок ко двору, — ее стали называть «Мыльня для кавалеров и фрейлин».

Банный корпус. Петергоф, Санкт-Петербург. Архитектор Эдуард Ган. 1865–1866.

В 1865–1866 годах флигель Мыльни решили перестроить — на его месте архитектор Эдуард Ган возвел новый Банный корпус для жены Александра II Марии Александровны, которая страдала болезнями легких и нуждалась в водолечебных процедурах, популярных в Европе. Здесь появились Паровая, Холодная ванна с душем, замаскированным под люстру с гроздьями винограда и цветами вьюнка, Теплая ванна с минеральными водами.

Сегодня Мыльня Кваренги, Банный корпус Гана, а также перестроенные Растрелли Ассамблейный зал, Кухня, Тафельдекерская, Кофишенская — это один большой музей «Банный корпус» Государственного музея-заповедника «Петергоф».

Круглые бани в Санкт-Петербурге

Круглые бани в Санкт-Петербурге Александр Никольский. Эксперементальный проект бани с бассейном. Макет. 1927.

Это проект ленинградского архитектора Александра Никольского и его помощников — Владимира Гальперина, Николая Демкова, Александра Крестина. В середине 1920-х годов команда начала работу над банями в стиле конструктивизма. Первый стройпроект в результате стал самым долговечным — Круглые бани в районе Лесной работают до сих пор.

Раньше на пятачке у современной площади Мужества в Лесном сходились несколько улиц и тоже располагались бани — в 1882 году их спроектировал архитектор Павел Сюзор. А с наступлением советской эпохи изменился сам концепт банных комплексов — там должны были не только мыться, но и заниматься спортом и оздоровлением.

Круглые бани. Санкт-Петербург. Архитекторы: Александр Никольский, Владимир Гальперин, Николай Демков, Александр Крестин. 1927–1930.

Экспериментальный проект Никольского напоминал летающую тарелку в стиле супрематизма. Здание-кольцо построили двухъярусным. По контуру находились банные помещения, а в центре — бассейн под стеклянным куполом. Баню должен был окружать сад, а на крыше планировали устроить солярий. Но построить удалось только упрощенную версию — для более экономичной эксплуатации.

В моечной было достаточно большое количество жестяных шаек с ручками, из расчета по две на каждого: в одной стоять, в другой — мыться. Но некоторые посетители захватывали по три шайки и мылись не в одной, а сразу в двух. Из-за этого иногда возникали ссоры.
Галина Есиновская. «Записки старожила»

Круглые бани в Лесном. Ленинград. Архитекторы: Александр Никольский, Владимир Гальперин, Николай Демков, Александр Крестин. 1927–1930.

«Баня-шайба», как называли ее местные жители, работала даже в годы войны. Закрывалась только с осени 1941 года по апрель 1942-го — тогда в блокадном Ленинграде были перебои с электричеством, водой и топливом. А сегодня в нее может попасть каждый желающий — попариться в русской парной, прогреться в турецком хаммаме, посетить бассейн под открытым небом.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится