Итак, исторически, день поминовения усопших здесь был в некотором роде … детским праздником. 1 и 2 ноября жители Сицилии не просто поминали своих умерших родственников. Так, в Палермо многие века существовал обычай спускаться в Катакомбы капуционов, где лежат или стоят мумифицированные тела покойников, зажигать напротив умершего родственника свечу, преподносить ему подарки в виде еды и вина, а также переодевать его тело в новую одежду.
«Причем тут дети?» – спросите вы. А вот причем. Согласно все тем же сицилийским верованиям, в ночь с 1-го на 2 ноября мертвые проникают в мир живых. Они покидают свои склепы, кладбища и катакомбы и торжественной процессией идут в города. Первыми двигаются люди, умершие от старости естественной смертью, за ними следуют казненные, затем – погибшие в результате несчастного случая, а после те, кто долго страдал от болезни.
Считалось, что мертвые не просто обходят города и деревни. Они забирают у богатых людей одежду и сладости и подкладывают их детям своих родственников, которые хорошо себя вели в прошлом году.
Вечером 1-го ноября малышей укладывали в постель рано. Перед сном дети читали молитву:
Armi santi, armi santi,
Io sugnu unu e vuatri síti tanti:
Mentri sugnu ‘ntra stu munnu di guai
Cosi di morti mittitimìnni assai
На утро 2-го ноября ребятня первым делом принималась разыскивать подарки. Согласно все той же традиции, мертвые не складывали их в одно условленное место, а прятали по углам, в карманах одежды и других потаенных местах. Конечно, все это проделывали родители малышей, но вера сицилийских детей в то, что на самом деле 2-го ноября они получают дары от своих почивших родственников даже в XIX веке была очень крепка. Недаром, на Сицилии в ходу был вот какой речевой оборот: «Он знает, что сладости и мертвые – не связаны», так говорили про смышленых детей, сумевших разгадать невинную хитрость их родителей. Иногда в ночь с 1-го на 2 ноября на стену подвешивали и старые ботинки, дабы ночью мертвые заменили их на новые.
Хотя, согласно католической традиции, 2-ое ноября стало Днем мертвых лишь в 998 году, после того, как некий пилигрим поведал святому Одилону Клюнийскому, что в одном из гротов Сицилии томятся души, ждущие очищения, традиция поминать в начале ноября почивших родственников зародилась еще в дохристианскую эпоху.
Ее истоки близки к Самайну – кельтскому празднику, который с течением времени трансформировался в Хэллоуин. Дело в том, что здесь, как и во многих странах мира, ноябрь считался тем самым месяцем, когда природа умирает: деревья теряют листву, земля не дает всходов и даже животные перестают размножаться и впадают в зимний сон. Поэтому-то начало ноября считалось наиболее благоприятным временем для умерших людей, мол, в эту пору они могли беспрепятственно навестить своих родственников, оставшихся в мире живых.
К слову, отношение к духам тогда было иным. Их не боялись, а ждали, как желанных гостей, ведь и восприятие смерти в те времена было совсем другим. Считалось правильным встречать ее без страха, относиться к ней, как к мистическому, таинственному, но естественному состоянию, которое не обособленно от жизни, напротив, глубоко связано с ней.
Отсюда возник и сохранившийся по сей день обычай зажигать в первые дни ноября свечи на кладбищах и нести почившим родственникам хризантемы – они считаются в Италии цветами мертвых и живым людям их не дарят. Обед или ужин в семейном кругу 1-го и 2-го ноября, во время которого на стол выставляются многочисленные сладости, в том числе, в виде костей или куколок, а также происходит дегустация первого оливкового масла урожая этого года, – уже отсылка к древнему обычаю устраивать в ночь с 1-го на 2 ноября торжественные ужины на кладбищах.
Подобное часто практиковалось в IV-V веках, опять-таки задолго до истории со Святым Одилоном. И логика тут очень простая: ни что не может быть приятнее для почивших, чем возможность снова приобщиться к радостям земным, а еда и вино – самые доступные из них. Более того, считалось, что если мертвым родственникам понравится ужин, они выйдут с вами на связь, и тогда вы сможете узнать свое будущее или внести коррективы в собственную судьбу.
К слову, на Сицилии до сих пор в этот день принято покупать съедобные сладкие фигурки в виде сахарных кукол. Называются они pupaccena, а cena (ужин) это как раз отсылка к древней традиции трапез на кладбищах. Кстати, в старину люди верили, если съесть подобную сладость, пребывая в печальном и созерцательном состоянии, то вы сможете приоткрыть ворота мира живых и заглянуть в мир мертвых.