Эти люди упорно трудятся, чтобы сохранить свои древние культурные убеждения и противостоять изменениям климата и городскому строительству на их территориальных землях. Вот семь интересных кочевых сообществ, о которых мы многое не знаем.
Кучи
Это народ, проживающий на юге и востоке Афганистана. Его численность постоянно уменьшается из-за войны и внутренних раздоров, но несколько тысяч продолжают жить, как это делали их предки, пасущие овец, коз и верблюдов.
Некоторые из них чисто кочевые, они постоянно бродят со своими семьями. Другие полукочевые, сезонно мигрирующие. Когда климат благоприятный, они остаются на какой-то территории и позволяют своим животным пастись. Третья группа – это кочевые торговцы, которые обменивают мясо, молочные продукты своего сообщества на зерно, овощи и возвращаются в родную деревню.
Это традиционная пастырская экономика, но некоторые кочевники сохраняют свои родовые торговые пути. Это делается не столько для покупателей-туристов, сколько для своей собственной целостности как народа.
Бедуины
Полукочевые бедуины из пустыни Негев бродили по региону за столетия до образования Израиля в 1948 году. В 1947 году насчитывалось свыше 92 000 бедуинов, которые идентифицировали себя как палестинские арабы. В 1948 году это число стало быстро сокращаться, примерно до 11 000 человек. Многие из них были перемещены в резервации и так называемые непризнанные деревни.
Хотя сегодня они в основном безземельные, их число начинает расти. Многие продолжают чтить свой наследственный образ жизни в симбиозе с пасущимися животными и основными методами ведения сельского хозяйства. В Иордании несколько туроператоров предлагают путешественникам возможность провести несколько дней с бедуинами. Здесь туристы спят в традиционных бедуинских палатках, ездят по живописной пустыне на джипах, верблюдах или лошадях.
Саамы
В мире насчитывается до 100 000 полукочевых саамов, в основном в Скандинавии и около 2000 в России. Все они объединены лингвистически, но с некоторыми поведенческими разногласиями. Рассказывают, что они пасут оленей по всему Самиленду, ведь животные являются основой их культурной самобытности.
По большей части саамы не испытывают проблем в жизни. Многие законы приняты для защиты их образа жизни. В парке культуры Сапми, недалеко от города Карасйок (Норвегия), вы можете воочию увидеть саамские традиционные обеды у костра, катание на собачьих упряжках, послушать дзеик (древние традиционные песни) и заснуть в походной палатке.
Масаи
Четырнадцать племен, в состав которых входят скотоводы масаи из Кении, разводили скот в Серенгети (Танзания). До тех пор пока добыча полезных ископаемых, охота на крупную дичь и иностранные корпорации, занимающиеся выращиванием зерна, не прервали кочевой образ жизни этого народа.
Их земли раздавлены, как и их наследие. Многие масаи были вынуждены жить за пределами своей родины. Некоторые племена были даже вытеснены за пределы Африки. Сафари-туризм наносит ущерб племени масаи, это может лишить скотоводов необходимой пастбищной земли. Иногда кочевые масаи нанимаются в качестве гида для сафари, тем самым создавая внутрикультурную напряженность. Тем не менее многие кочевые масаи изо всех сил стараются сохранить свои прежние традиции, культуру, языки и религиозные обряды.
Монголы
Сегодня в Китае живет от трех до шести миллионов монголов. Большинство из них проживают вдоль северной границы с Россией и Монголией в автономном регионе Внутренняя Монголия (IMAR). Тем не менее значительная часть населения по-прежнему является постоянными кочевыми скотоводами, которые пасут овец, яков, коз, лошадей, верблюдов и собак, живущих во временных постройках (юртах).
Подобно своим соседям, оленеводам-цаатанам в ледяном субарктическом регионе аймака Хувсгел в Северной Монголии, это крошечная подгруппа, насчитывающая около сорока семей, кочует со своими животными. Они перемещаются с одного места на другое до десяти раз в год.
Это люди, которым угрожает серьезная опасность. Луга на IMAR содержат богатые природные ресурсы, которые интересны крупным корпорациям, поэтому многие кочевники были вынуждены жить в городе. Монголы хотят сохранить свои традиции и отказаться от признаков вынужденного «развития». Туристы могут проводить время с кочевым населением по всей Монголии, участвуя в таких мероприятиях, как стрельба из лука и верховая езда, но ночевать у себя в отелях.
Гадди
Сезонно мигрирующие (зимой), говорящие на урду полукочевые пастухи гадди проживают в деревнях по всей провинции Химачал-Прадеш в Индии. Но летом небольшие группы путешествуют по всему региону со своими овцами, мулами и козами, ища хорошую пастбищную местность по высоким горным перевалам. Территория этих исламских пастухов становится все более ограниченной, и их будущее находится под угрозой. Они являются одной из старейших полукочевых общин страны, которые столкнулись с правовым регулированием своего образа жизни после принятия Индийского закона о лесах 1865 года.
Многие путешественники посещают гималайские территории народа гадди, но туризм не является основным источником устойчивого дохода для этой группы коренных народов. Основной доход они получают от продажи их потрясающих ремесленных изделий. Из всех современных кочевников наряды и украшения гадди являются одними из самых впечатляющих. Они вручную ткут великолепную красочную одежду из шерсти своих животных. Они носят пары серебряных браслетов. Замужние женщины носят золотые булавки и кольца в носу.
Ирландское сообщество кочевников
Часто упоминаемые с этническими оскорблениями, такими как «пики», «пайкерс» или «тинкерс», ирландские кочевники подвергаются остракизму и презираются как преступники. Очень сплоченное ирландское сообщество – это диаспора современных кочевников, живущих в некоторых частях Европы и в анклавах в Соединенных Штатах.
Они живут в постоянно движущихся караванах и имеют строгие гендерные правила: мужчины путешествуют и работают с животными, а женщины выходят замуж за молодых и занимаются домашними делами. Они говорят на неписаном языке под названием гаммон, или шелта. Это смесь ирландского гэльского, иврита, греческого и английского языков. Ирландские путешественники представляют собой хороший пример перипатетических кочевников, которые сохранили свои миграционные пути, делая свои навыки строительства дома ценными для общества.
Заключение
Важно уважать и пытаться защитить эти аутентичные сообщества, потому что, если мы потеряем их, мы вместе с ними потеряем их древнюю устную историю, увлекательное искусство и сложные языки. Благодаря некоторым племенам культурно устойчивый туризм может помочь поддержать экономику и образ жизни страны.
Путешественники также могут помочь рассказать миру о том, какими достойными средствами можно защитить кочевников. С другой стороны, иногда туризм непреднамеренно вредит образу жизни кочевых народов. Имейте в виду, что, хотя некоторые из этих сообществ кочевников заинтересованы в приеме туристов, другие из них по определенной причине выбирают более отдаленную жизнь.