Как Шерлок Холмс стал супергероем
540
просмотров
Фильмы о Холмсе снимают больше 100 лет. Кино превратило лондонского сыщика чуть ли не в Бэтмена.

Гениальный детектив в эру блокбастеров

 Знаменитый сыщик с Бейкер-стрит был настолько популярен, что ещё при жизни Артура Конан Дойла стали появляться авторы-подражатели, писавшие рассказы о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Первый фильм сняли в 1900-м. С тех пор экранизации появлялись с завидной регулярностью. Фильмы о Холмсе снимали в США и Японии, в фашистской Италии и нацистской Германии, в Советском Союзе и Австралии. В 20-м веке сыщик успел стать героем диснеевского мультфильма, апокрифичного анимэ и пары десятков компьютерных игр. Но под конец столетия началась эра блокбастеров, когда известные сюжеты стали перерабатывать под зрелищные супербоевики. И тогда у Шерлока появились черты супергероя. Впрочем, некоторые из этих черт дал ему ещё Конан Дойл. 

Бенедикт Камбербэтч в роли Шерлока Холмса.

Что было у литературного героя от супергероя?

Во-первых, конечно, физическая сила. Холмс великолепно боксирует, а в руках его скрыта такая мощь, что и супермену не снилось. Эта бешеная сила много раз впечатляла и доктора Ватсона, и читателей рассказов Конан Дойла. В «Пёстрой ленте», например, Холмс с лёгкостью выпрямляет кочергу, согнутую разгневанным доктором Ройлоттом. Да и вообще, когда нужно, детектив умело пускает в дело и кулаки, и револьвер. Именно он убивает собаку Баскервилей, оказавшись куда более метким стрелком, чем Ватсон и Лестрейд. Не говоря уже о рассказе «Чёрный Питер», где сыщик искусно орудует гарпуном, который иные люди и поднять-то не в силах.

Во-вторых, бескорыстное служение человечеству. По большому счёту, у Холмса нет ничего, кроме работы. Когда нет интересного дела, ему становится скучно. Его задача — распутывать, находить, спасать и защищать. Денег за свою работу он не берёт. Точнее, берёт, но редко. Ещё может попросить вернуть стоимость билета от Лондона до места преступления. Ну вот, собственно, и всё. Холмс бескорыстно защищает жителей Британии от преступников, грабителей, мошенников и убийц. Вполне супергеройская черта. Ведь Бэтмен, Человек-паук и Супермен тоже работают не за зарплату.

Холмс и Мориарти дерутся над водопадом.

В-третьих, поглощённость. Холмс, как известно, не читал «Графа Монте-Кристо» и не знает, что Земля вращается вокруг Солнца, потому что в его работе эта информация бессмысленна. Зато он виртуозно разбирается в химии, может опознать сигару по пеплу и с первого взгляда определить, на какой фабрике и в каком году изготовлена бумага. У Холмса нет иного досуга, кроме игры на скрипке. Женщин он сторонится, любовь отрицает. Вся жизнь его посвящена делу. И ничто не собьёт его с пути истинного.

В-четвёртых, воскрешение. Мнимая смерть супергероя — излюбленный голливудский приём. Его использовали уже столько раз, что зритель точно знает: герой совсем скоро воскреснет. Шерлок Холмс стал если не первым, то одним из первых персонажей, которые вернулись с того света. Это был ещё и случай столкновения интересов автора с общественным ажиотажем. Известно, что Холмс Конан Дойлу надоел и писатель решил его убить. Что и было сделано в рассказе «Последнее дело Холмса» в 1893-м. Сыщик сгинул в водах Рейхенбахского водопада, но читатель с этим фактом не смирился. Конан Дойла засыпали гневными и слёзным письмами, и автор сдался. В 1903-м Шерлок воскрес в рассказе «Пустой дом», породив тем самым пресловутый приём с возвращением героя — смерть не властна над такими персонажами.

Иллюстрация к «Скандалу в Богемии» — единственному рассказу, где появляется Ирен Адлер.

Суперзлодей против супергероя

Как бы ни был страшен и лют профессор Мориарти, он всё равно оставался персонажем одного маленького рассказа. Киношники вылепили из него мирового злодея, уцепившись за небольшую соломинку, протянутую Конан Дойлом. Преступная сеть Мориарти в кино стала обретать космические масштабы. В сериале «Шерлок» и блокбастерах Гая Ричи (наиболее кассовых экранизациях последних лет) Мориарти контролирует не просто лондонских и английских преступников, но мафию и бандитов всего мира. В «Шерлоке» он вообще незримо присутствует во всех делах, которые ведёт сыщик. «Этюд в багровых тонах», «Собака Баскервилей» — там везде маячит тень зловещего профессора. Гай Ричи пошёл ещё дальше — и вот уже Ирэн Адлер оказалась на службе у Мориарти.

Из маленького антогониста киношники сделали мировое зло. Причём вся активность профессора направлена именно на уничтожение Холмса. Хотя, если вспомнить книгу, то там целью Мориарти сыщик вовсе не является. Он вступает в схватку с Холмсом лишь тогда, когда тот вмешивается в его планы. Устраняет препятствие, не более. С другой стороны, присутствие злодея такого масштаба повышает ценность и значимость героя. Ибо получается, что один только Шерлок стоит между злом и порабощением человечества.

Роберт Дауни-младший в роли Холмса.

В рассказах Конан Дойла Холмс не просто сыщик, но ещё и джентльмен. Он никогда не станет унижать Ватсона демонстрацией своего умственного превосходства. Холмс даже к глуповатому Лестрейду относится великодушно и снисходительно. Этого никак не скажешь о персонаже Бенедикта Камбербэтча. У него Шерлок высокомерный хам, постоянно и непрерывно оскорбляющий всех вокруг. «Я не психопат, я высоко активный социопат», — говорит он про себя.

Но Холмс книжный не социопат, он обычный человек, который на первый взгляд ничем не выделяется. И он никогда не будет демонстрировать своего превосходства, потому что он джентльмен, а не уличный хам, одержимый манией величия.

Дедукция отходит на второй план. Это уже свойственно фильмам Гая Риччи. Здесь Холмс превращается в супергероя типа Чака Норриса. Он больше дерётся, чем думает. Он вступает в схватку с десятком врагов, точно рассчитывая каждый удар и математически высчитав свою над ними победу. Настоящий сыщик никогда не вступал в схватку с превосходящим множеством врагов. Он дрался с Мориарти один на один, стрелял в собаку, чтобы спасти сэра Генри, и вообще применял силу только тогда, когда вынужден был это сделать. Ситуация, где ему пришлось бы иметь дело с десятком противников, просто не была предусмотрена.

Артур Уонтнер много раз исполнял роль Холмса в 1930-х.

Супергерой особенно ценен, когда тьма побеждает, вынуждая его выйти на тропу войны. Именно поэтому и в сериале «Шерлок», и в фильмах Гая Ричи специально сгущены краски. Мир в опасности. Над ним нависла зловещая тень. Зло побеждает. В рассказах Холмс имеет дело с отдельными преступлениями. И даже Мориарти там не угрожает миру и укладу жизни в Англии и на планете.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится