Каспар Давид Фридрих (Caspar David Friedrich; родился 5 сентября 1774 г. — умер 7 мая 1840 г.) — великий немецкий художник первой половины XIX века, крупнейший представитель романтизма в европейской живописи, выдающийся мастер пейзажного и портретного жанров. Большинство картин Каспара Давида Фридриха написаны на темы одиночества, смерти и надежды на спасение, в его творчестве часто встречаются аллегорические и меланхолические образы. В биографии живописца периоды острой депрессии тесно переплетены с обычными житейскими заботами и радостями.
Каспар Давид Фридрих был универсальным художником, который не только писал картины маслом и акварелью, но и искусно владел мастерством изготовления гравюр, а также прекрасно рисовал сепией и тушью. Вдохновение для своих работ он черпал в природе родной Германии, немецком фольклоре и скандинавской мифологии.
Биография Каспара Давида Фридриха
Каспар Давид Фридрих появился на свет 5 сентября 1774 года в небольшом приморском городке Грайфсвальд на севере Германии. Его отец, Адольф Готлиб, был владельцем небольшой фабрики по производству мыла и свеч, которая приносила семье неплохой стабильный доход. Несмотря на отсутствие нужды, детство Каспара нельзя назвать счастливым: в семилетнем возрасте умерла его мать, а чуть позже и две сестры.
Когда будущему художнику едва исполнилось 13 лет в семье случилась еще одна трагедия. Младший брат Кристофер утонул, пытаясь спасти Каспара, когда тот провалился под лед во время катания на коньках по реке. Это происшествие негативно отразилось на неокрепшей психике подростка и стало причиной частых депрессий живописца на протяжении всей последующей жизни.
В 16-летнем возрасте Каспар Давид Фридрих начал брать частные уроки рисования в местном университете у художника Иоганна Готфрида Квисторпа (Johann Gottfried Quistorp), который привил ученику любовь к пейзажному жанру и обучил азам живописи. В 1794-1798 годах Каспар учился в Копенгагене, в Датской академии искусств, где близко сошелся с Иоганном Людвигом Лундом (Johann Ludwig Lund), с которым поддерживал теплые дружеские отношения до конца жизни.
По окончании учебы Фридрих вернулся в родной Грайфсвальд, но пробыл в нем всего пару месяцев, а затем уехал в Дрезден. В столице Саксонии художник прожил до конца своих дней, лишь периодически посещая разные уголки Германии для пейзажных зарисовок.
В начале творческого пути Каспар Давид Фридрих увлекся гравюрой, но вскоре переключился на акварельную и масляную живопись. Впервые молодому художнику удалось громко заявить о себе в 1805 году, когда его два пейзажа были удостоены первой премии Веймарского конкурса искусств, организованного мэтром немецкой литературы Иоганном Гёте (Johann Wolfgang von Goethe). Работы Фридриха, наполненные мистической атмосферой таинственности и романтикой, вызвали бурную полемику в художественной среде Германии, но большинство критиков стали на сторону художника.
Последующие 10 лет в Европе были насыщены бурными событиями наполеоновских войн, в ходе которых власть в Дрездене неоднократно переходила от французов к немцам и обратно. Тем не менее, в условиях политической нестабильности, Каспару Фридриху удавалось творить и добиваться широкого признания. В 1810 году он стал членом Берлинской, а через 8 лет — Дрезденской академий искусств.
В январе 1818 года художник женился на дочери красильщика Каролине Боммер, которая стала матерью трех его детей. Спустя два года Фридрих приобрел одного из самых значимых своих покровителей в лице великого князя Николая Павловича (будущего российского императора Николая I), а еще через год познакомился с Василием Жуковским, дружба с которым продлилась более 20 лет.
Вопреки ожиданиям, художник так и не получил должность профессора в Дрезденской академии из-за политических разногласий с руководством. Более того, с конца 1820-х годов романтический стиль живописи в европейском искусстве постепенно стал терять лидирующие позиции, начиналась эпоха Реализма, в которой творчеству художника места не нашлось.
Картины Каспара Фридриха стали хуже продаваться, высокие покровители утратили интерес к его живописи, а семья начала испытывать серьезные финансовые затруднения. К тому же, под влиянием депрессивных мыслей художник все чаще предпочитал одиночество дружескому общению и жил затворником.
В 1835 году после приступа инсульта, 61-летний мастер оказался частично парализованным и не смог больше писать масляными красками, а спустя еще три года и вовсе отказался от живописи. С этого времени только финансовая помощь близких друзей не давала семье умереть от голода.
7 мая 1849 года Каспар Давид Фридрих отошел в вечность в возрасте 65 лет. Его смерть оказалась почти незамеченной в европейской художественной среде, а имя художника надолго было предано забвению.
Только в начале ХХ века творчество Каспара Фридриха вновь приобрело широкую популярность. Его работами восхищались экспрессионисты, в них черпали вдохновение сюрреалисты и экзистенциалисты. Пришедшие к власти в 1933 году нацисты провозгласили художника истинным выразителем идей арийской расы, а его работы противопоставляли так называемому «дегенеративному искусству». Руководство социалистической ГДР также почтительно относилось к творчеству мастера и признавало его великим гением немецкого народа.
Начало XXI столетия и вовсе подняло уровень признания художника на огромную высоту. По мнению большинства искусствоведов Каспар Давид Фридрих считается величайшим после Альбрехта Дюрера (Albrecht Dürer) немецким художником всех времен. Его именем названа престижная премия в области искусств, на родине художника организован 18-километровый туристический маршрут по памятным местам, связанным с Фридрихом, а почтовая служба ФРГ периодически выпускает марки с изображением живописца.
Самые известные картины Каспара Давида Фридриха
Наследие великого немецкого художника включает более 500 прекрасных работ, написанных на протяжении долгой творческой карьеры. И все же, к самым известным картинам Каспара Давида Фридриха относятся следующие произведения:
- «Дечинский алтарь» («Крест в горах») (1808) — общепризнанная «икона» романтического изобразительного искусства. На ней образ распятого Христа не является центральным, а служит частью величественного печального пейзажа.
- «Странник над морем тумана» (1818) — очень мощное по драматизму изображение одинокого человека на краю обрыва. Картина часто используется в мировой культуре на обложках книг в качестве яркого символа романтизма в искусстве.
- «Крушение надежды» (1824) — произведение, уже в самом названии которого ощущается раздирающая душу безысходность. Сюжет пожирания ледяным морем обломков деревянного корабля вызывает у зрителя чувство глубокого пессимизма.
- «Этапы жизни» (1835) — меланхолическая аллегория на тему быстротечности жизни и неизбежности смерти. Интересно, что в качестве героев картины художник изобразил себя и нескольких членов своей семьи разного возраста.
Каспар Давид Фридрих — гениальный романтический художник с непростой судьбой, который навсегда останется в памяти потомков. Его работы заставляют зрителей задуматься о бренности бытия и величии окружающей нас природы.