Константин Федорович Юон (Konstantin Fyodorovich Yuon; родился 24 октября 1875-го — умер 11 апреля 1958-го) — выдающийся российский, а также советский художник конца XIX-XX вв. В своем творчестве Константин Юон часто обращался к деревенским мотивам и древнерусской архитектуре, писал пейзажи, пронизанные удивительным прозрачным светом. Картины живописца выполнены в реалистическом стиле, которому он не изменял, хотя и жил в эпоху авангарда. Творческая биография мастера сложилась на редкость удачно: ему посчастливилось отыскать верную дорогу и не утратить оптимизма в суровую эпоху перемен.
Биография Константина Юона
Константин Юон родился 24 октября 1875 г. в Москве. Необычной фамилией он обязан отцу, швейцарцу по происхождению. Интеллигентная семья отличалась радушием и с удовольствием принимала у себя многочисленную родню. Однажды кто-то из гостей дома показал маленькому Косте, как надо смешивать краски, и мальчик «заболел» рисованием. Вопрос о будущей профессии был решен однозначно. В 1892 году юношу приняли в МУЖВЗ, на курс к Николаю Алексеевичу Касаткину.
Константин Юон учился у таких признанных мастеров, как Константин Аполлонович Савицкий и Абрам Ефимович Архипов. Он всегда отличался завидным усердием, много трудился, принимал участие в выставках. На одной из них Илья Ефимович Репин увидел работу молодого художника и произнес: «Весело!». Константин Федорович всю жизнь этим очень гордился.
По окончании курса молодой человек остался в училище еще на 2 года, чтобы поработать в мастерской у Валентина Александровича Серова. В 1890-х он много путешествовал по Европе, но экзотические красоты оставили живописца равнодушным. Ничто не могло поколебать его приверженности неяркому среднерусскому пейзажу. Правда, картины из серии «Ноктюрны» и знаменитый «Голубой куст» стали своеобразной «данью» модным течениям в искусстве. Но, отдав ее, Константин Федорович немедленно возвратился к излюбленным панорамным пейзажам и пресловутым березкам. Впрочем, впоследствии он иногда все же прибегал к символизму.
Конец XIX века ознаменовался триумфом — работы мастера были приобретены Третьяковской галереей. Живописец разрывался между «Миром искусства» и Союзом русских художников, так ни к кому окончательно и не примкнув.
Устав от столичного круговорота, он уехал в турне по России. В подмосковном селе Лигачево Константин Федорович Юон встретил свою будущую супругу — простую девушку Клавдию Никитину. Он влюбился в крестьянку с первого взгляда. Узнав о готовящемся мезальянсе, отец художника был возмущен. Но милый, добрый нрав невестки смягчил его сердце. Пара прожила в любви и согласии почти 6 десятков лет, и лишь смерть 17-летнего сына Бориса омрачила их союз.
В 1900-м художник открыл собственную студию, где преподавал вплоть до Октябрьской революции 1917 года вместе с Иваном Осиповичем Дудиным. Среди его учеников — целая плеяда известных личностей: Александр Васильевич Куприн, Василий Алексеевич Ватагин, братья Веснины, архитектор Николай Джемсович Колли, скульптор Вера Игнатьевна Мухина, историк балета Юрий Алексеевич Бахрушин и другие.
В 1907 году Константин Юон отправился в Париж, где работал декоратором в театре. Сергей Павлович Дягилев поручил ему оформление постановки оперы «Борис Годунов» с участием Федора Ивановича Шаляпина.
После Октябрьской революции художник остался на родине. Его мнение о свершившемся перевороте и его последствиях весьма спорно: картина «Новая планета», которую критики сочли «образом нового мира», была отнюдь не жизнеутверждающей и рождала в зрителе ощущение катастрофы космического масштаба. Зато люди у живописца получались живыми, настоящими. Он не перестал писать церкви: легендарные «Купола и ласточки» созданы в период безжалостной войны с религией.
Репрессии и нужда благополучно миновали счастливчика. В 1925 году он вступил в Ассоциацию художников революционной России. В 1948-1950 годах Константин Федорович Юон работал директором НИИ изобразительных искусств РАХ, находя время для занятий театральными декорациями и графикой.
Добившийся признания в ранней молодости, обласканный советской властью, Константин Юон прожил долгую и счастливую жизнь. Он до последних дней вносил свой вклад в культурную жизнь страны, много писал и преподавал сразу в нескольких учебных заведениях. Скончался живописец в 11 апреля 1958 года, его могила находится на 4-м участке Новодевичьего кладбища.
Самые известные картины Константина Юона
Для работ Константина Федоровича Юона характерен тонкий лиризм. Нарядная русская зима с ее хрустальным воздухом, городские пейзажи, сияющие купола храмов и памятники древнего зодчества завораживают зрителя. Среди лучших картин Константина Юона:
- «Голубой куст» (1908) — привлекает своими сюрреалистическими цветами, свойственными картинам импрессионистов.
- «Мартовское солнце» (1915) — изображение искрится ярким солнечным светом.
- «Новая планета» (1921) — монументальное произведение в духе станковой живописи, символизирующее перемену эпох.
- «Купола и ласточки» (1921) — бескрайнее небо занимает большую часть холста. Картина исполнена ликующей радости бытия.
- «Люди» (1923) — герои картины — узники печально известного Соловецкого лагеря.