Катарина Флор приняла бразды правления Fabergé в 2009 году, и за десятилетие работы превратила его из «пыльного» антикварного ювелирного дома в актуальный, современный бренд – не покушаясь на традиции. «Мы не можем быть просто ювелирным брендом!» - говорит она в интервью. Творения Фаберже – часть мирового культурного наследия, история страны и эпохи, и работа над реновацией ювелирного дома начиналась с досконального изучения архивов, исторических свидетельств и семейных легенд…
Официально бренд принадлежит консорциуму инвестиционных компаний Pallinghurst Resources LLP, Катарина Флор занимает должность креативного директора. С ней сотрудничают потомки Карла Фаберже – его праправнучка Татьяна, которая в свои восемьдесят два активно занимается сохранением и продвижением наследия великого мастера, и Сара Фаберже, двоюродная сестра Татьяны, которая вовлечена непосредственно в проектирование украшений. Она сама профессиональный дизайнер ювелирных изделий, ее работы хранятся в коллекциях Элизабет Тейлор, Билла Клинтона, Михаила Горбачева. Сын Сары Фаберже вместе со своей возлюбленной принимал участие в качестве модели в рекламных кампаниях возрожденного бренда.
Катарина Флор окончила школу высокой моды в Швейцарии и долгое время работала в качестве журналиста и редактора в крупных глянцевых изданиях. Не имея специализированного ювелирного образования, она задумалась о поиске мастеров. Но кто осмелился бы продолжить дело самого Фаберже? Список был бесконечен – но никто не казался Катарине и наследницам Фаберже достаточно подходящим. И тут Татьяна вспомнила, что несколько лет назад, в Лондоне, видела необычные работы какого-то малоизвестного ювелира… Его хвали Фредерик Заави, и когда его пригласили работать в Fabergé, он решил, что это шутка.
В период работы для Fabergé Заави адаптировал мотивы работ самого Карла Фаберже для новых ювелирных изделий, вдохновлялся Русскими сезонами, картинами Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова и других отечественных авангардистов, сказками Бажова и иллюстрациями Билибина. Конструктивистские коллекции были вдохновлены найденным в архивах эскизом портсигара, явно вдохновленным художественными экспериментами начала XX века. Оказалось, в те бурные годы ювелирный дом экспериментировал со строгой геометрией – правда, эти работы почти неизвестны широкой аудитории.
Фредерик Заави скончался после тяжелой болезни в возрасте сорока восьми лет, и это была потеря для всей ювелирной индустрии – но для Катарины Флор и Фаберже особенно.
Остро встал вопрос о том, кто из ювелирного мира смог бы вновь взять на себя такую ответственность. Катарина Флор выросла в Канаде, но несколько лет прожила в России и не устает признаваться в любви к Москве, русской музыке, живописи и даже кухне. К тому же с Россией был тесно связан ее отец, принимавший участие в качестве консультанта советской космической программы, а сама она работала главным редактором русского Vogue в постперестроечные времена, на заре русского глянца. А потому неудивительно, что сегодня новые изделия бренда проектирует русский ювелир – Наталья Шугаева, уроженка города Тольятти и выпускница британского колледжа St.Martin’s. Когда Катарина, увидев ее работы на одном из ювелирных конкурсов, пригласила девушку на работу, та ответила: «Конечно, но я поступила в Royal College of Art и могу прийти уже после того, как его окончу». И госпожа Флор клятвенно пообещала подождать – ведь талант Натальи стоил того. Вместе они разработали самые «русские» коллекции в новейшей истории бренда.
И, конечно, не обошлось без культовых «яиц Фаберже». Флор долго вынашивала эту идею и сперва встретила только непонимание. «Никто не будет носить на шее яйца, это глупо!» - говорили ей. Однако новая коллекция разлетелась в считанные секунды, и теперь изящные подвески в форме яйца – самый популярный продукт Fabergé. Каждая из подвесок образно связано с одним из двенадцати месяцев, и каждой соответствует русская пословица. Наталья Шугаева в этой коллекции использовала русские традиционные технологии цветной эмали. Катарина Флор мечтает воплотить в новых коллекциях принципы старинной механики, автоматонов и заводных часов – а значит, стоит ждать все более изощренных и оригинальных решений.
С историей ювелирного дома связана и коллекция Solyanka Treasures – когда-то сахарный магнат Павел Харитоненко спрятал свою коллекцию драгоценностей в особняке на Солянке, замуровав в стену. В этой коллекции бренд, пожалуй, явственнее всего обращается к своему историческому прошлому.
Сегодня Fabergé не только выпускают новые коллекции, относительно доступные массовому потребителю, но и работают на заказ – им доверяют клиенты со всего света. Катарина Флор сообщает, что особенно ценные их клиенты – владелицы крупных бизнесов из Индии, Африки и стран Ближнего Востока, ведь состоятельные женщины гораздо более свободны, независимы и изобретательны в выборе украшений, чем мужчины. Не осталась в стороне и королевская семья Великобритании. Мастера, с которыми работает бренд – ювелиры, эмальеры, геммологи, огранщики – тоже разбросаны по всему миру, хотя предпочтение и отдано мастерским в Париже и в Женеве. Презентации новых коллекций проходят весьма необычно – например, на борту самолета компании VistaJet, ярко раскрашенного по случаю. Интерактивные веб-приложения, демонстрирующие новые коллекции, нетривиальные рекламные ролики, необычно стилизованные съемки и новаторские формы – при всем уважении к традициям дома! – таково настоящее и, пожалуй, будущее Fabergé.