«Ты записался добровольцем?» – плакат Дмитрия Моора времен Гражданской войны в России, вероятно, один из самых известных в мире. На нем красноармеец в шапке, которая запомнится в истории под названием буденовка.
Шапка была утверждена в 1918 году в качестве зимнего головного убора Рабоче-крестьянской Красной армии. В приказе Революционного военного совета было подробно описано, как должна была выглядеть эта часть форменной одежды: «колпак по форме головы, суживающийся кверху и имеющий вид шлема, и отгибающиеся: назатыльник и козырек».
Ее шили из шести одинаковых клиньев из мундирного сукна защитного цвета. Спереди пришивалась цветная пятиконечная звезда (синяя или красная), а к ней прикреплялся значок-кокарда вишневого цвета. На ранних значках были изображены плуг и молот, а позже - символ СССР, серп и молот.
Об истоках появления такого головного убора до сих пор ведутся споры. По одним данным суконный шлем такой формы был изготовлен еще в царские времена, его предполагали использовать на параде в честь победы в Первой Мировой войне. Однако парада не случилось - началась революция 1917 года, и шлемы так и остались лежать на складах. А большевики просто использовали их, прикрепив красную звезду.
И все же эта версия не нашла подтверждений, поэтому историки склоняются к тому, что головной убор был придуман уже при большевиках. Более того, на дизайн будущей буденовки был объявлен конкурс, в котором участвовали известные художники, в том числе Борис Кустодиев.
По форме буденовка напоминает старинный шлем «ерихонку». Такие шлемы носили русские богатыри, поэтому поначалу буденовку называли «богатыркой».
Похожие шлемы изображены у Виктора Васнецова на картине «Богатыри», поэтому по одной из версий именно Васнецов «придумал» дизайн буденовки, однако, никаких подтверждений этому нет.
Всю Гражданскую войну отряды Красной армии носили на голове именно буденовку. Однако само прозвище «буденовка» появилось уже после войны.
Шлем поступил в распоряжение нескольких армий - в том числе на Южный фронт к Михаилу Фрунзе и в Конную армию Семена Буденного. И поначалу головной убор называли по имени военачальника - «фрунзевка» и «буденовка», соответственно.
Но в народе прижилось именно название «буденовка», возможно, по особенной любви к Семену Буденному. На фото ниже - в буденовке запечатлен и сам Буденный среди группы американских сенаторов на Красной площади.
Буденовка - не просто головной убор, она стала символом революции и борьбы красных, важным политическим символом, который активно использовался советской пропагандой. Буденовка была в первую очередь частью парадов в честь годовщины революции - и даже вот в таком гипертрофированном виде.
Буденовку носили герои популярных советских фильмов - красноармеец Петруха в «Белом солнце пустыни».
Или например, дед Нечипор в фильме «Свадьба в Малиновке» надевает и снимает буденовку, в зависимости от того, какая над его деревней устанавливается власть.
Или знаменитые юные герои революционной борьбы из фильма «Неуловимые мстители».
В 1940 году буденовка перестала быть частью форменной одежды - ее заменили более теплой шапкой-ушанкой. Однако она уже стала незаменимым народным атрибутом. Ее надевали на разные демонстрации. А дети играли в старых отцовских и дедовских буденовках.
Можно сказать, что буденовка - одна из русских скреп. «С чего начинается Родина?/ С окошек горящих вдали/ Со старой отцовской буденовки/ Что где-то в шкафу мы нашли», - поется в известной советской песне из кинофильма «Щит и меч»...
Шлем можно часто увидеть на военных реконструкциях и парадах.
Сейчас буденовка воспринимается как непременный атрибут «русского» образа - вместе с кокошником и ушанкой. Ее в том числе надевают болельщики на матчи с участием России.
А дизайнеры создают по мотивам буденовки модные головные уборы в стиле милитари - на фото пример из коллекции Марианны Розенфельд («ROSENFELD») 2008 года.
Ну и конечно, буденовка - это отличный сувенир в русском стиле.