Лан Шинин: итальянский художник Джузеппе Кастильоне при Пекинском дворе
542
просмотров
Полные восточной созерцательности и вместе с тем необыкновенно живые и выразительные полотна, подписанные именем Лан Шинин (郎世宁), вызывают восторг у поклонников традиционной китайской живописи. И действительно, глубина, объём и поразительная гармоничность этих изображений завораживают. Но, кроме историков искусства, мало кому известно, что за иероглифами имени, которые переводятся как «долгая мирная жизнь», скрывается личность монаха-иезуита Джузеппе Кастильоне (Giuseppe Castiglione, 1688-1766).
Живопись | Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин)
Живопись | Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин)
Живопись | Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин)
Живопись | Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин)
Живопись | Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин)
Живопись | Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин)
Живопись | Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин)

Кастильоне жил в гармонии с собой, окружающим миром и искусством, хотя спокойной и безоблачной его судьбу назвать никак нельзя. Он многократно избегал опасностей, которые не раз подстерегали его и в бурном море, и при дворах трёх китайских императоров, где жизнь европейцев в то время висела буквально на волоске.

Католическая церковь стремилась распространить своё влияние, рассылая по всему миру миссионеров. Одним из них стал двадцатисемилетний монах-иезуит Джузеппе Кастильоне. Он ступил на берег в Макао, преодолев морской путь, едва не стоивший ему и его спутникам жизни. Здесь он начал изучать китайский язык, а вскоре обрёл новое имя - Лан Шинин. Под ним Джузеппе и вошёл в историю живописи как художник, уникальным образом совместивший в своем творчестве лучшие традиции классической китайской гравюры и приёмы европейской школы.

Итальянец по рождению, Кастильоне впитывал обычаи, язык и искусство чужой страны с необыкновенной легкостью. Китайская живопись привлекала молодого художника своей созерцательной статичностью. До этого, работая над росписью храмов в Генуе, а затем в Лиссабоне, живописцу приходилось иметь дело с совершенно иными стилями, поэтому он с огромным интересом начал изучать новую технику.

Опыт, твёрдая рука и способность схватывать все на лету сослужили Джузеппе хорошую службу. В Китае, где отношение к иностранцам было весьма пренебрежительным, он вынужден был бороться за то, чтобы его творчество восприняли всерьёз. Признание пришло довольно быстро: император Кан-си был так поражён талантом европейского миссионера, что сначала приблизил его к себе, а вскоре назначил придворным художником. В этот период Кастильоне, вернее, уже Лан Шинин, работал еще маслом, но уже использовал традиционные мотивы и приёмы китайской живописи. Он расписал несколько иезуитских церквей в Пекине, но большинство из них не сохранились до наших дней.

Необыкновенную популярность принесли Лан Шинину полотна, на которых изображены кони. Над одним из них - «Сто благородных скакунов» - мастер работал пять лет. Он начал писать его по заказу императора в 1723 году, используя темперу для росписи по шёлку. Работа потрясает сложностью и тонкостью исполнения, так как выполнена на очень «капризном» материале – шёлке, что требовало от автора поистине христианского смирения и буддистского спокойствия – ведь любая неточная линия могла испортить полотно.

Живопись | Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин) | Сто благородных скакунов, 1723-28.

Это была далеко не единственная картина с изображением лошадей. Лан Шинин оставил после себя множество прекрасных работ, но именно «Сто благородных скакунов» даёт полное представление о степени его увлеченности делом и мастерстве. Изображённе на полотне кони играют, резвятся и отдыхают на лоне природы, с безупречной точностью выписанной по всем канонам традиционного китайского искусства.

Живопись | Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин) | Сто благородных скакунов, 1723-28 (Фрагмент)
Живопись | Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин) | Сто благородных скакунов, 1723-28 (Фрагмент)
Живопись | Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин) | Сто благородных скакунов, 1723-28 (Фрагмент)
Живопись | Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин) | Сто благородных скакунов, 1723-28 (Фрагмент)

Однако обмануться в национальности автора мешает европейская свобода в выборе поз животных и необычный свет, усиливающий выразительность картины. Каждая деталь на ней объёмна, все дышит свободой, а природа изображена необыкновенно живо. Именно смешение традиционных приемов разных школ давало произведениям Лан Шинина тот колорит, который ощутимо выделяет их среди прочих.

Вступивший на трон император Юн-чжэн решил, что Лан Шинин вместе с прочими выдающимися архитекторами и художниками должен принять участие в проектировании парка Юаньминъюань в окрестностях Пекина. Там появилось несколько строений в европейском стиле и фонтан с бронзовыми изображениями 12 животных китайского календаря.

Наряду с этим Лан Шинин не оставлял своих опытов с традиционными стилями живописи. Он также обучал придворных художников рисовать масляными красками и принимал активное участие в написании трудов по искусству. При его содействии были переведены на китайский язык несколько книг, посвящённых архитектуре.

Признание художника на новой родине не только настигло его при жизни, но и сохранилось после смерти. Потомки продолжают ценить труды живописца по сей день, а в XX веке изображения более 40 работ Джузеппе Кастильоне были использованы для почтовых марок.

Живопись | Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин) | Почтовые марки
Живопись | Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин) | Почтовые марки
Живопись | Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин) | Почтовые марки
Живопись | Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин) | Почтовые марки

Если принять во внимание веяния времени, то Кастильоне можно считать необыкновенным счастливцем. Он добился того, что его имя вошло в историю национальной живописи наряду с другими знаменитыми китайскими живописцами, хотя отношение к иностранцам в стране было весьма прохладным, а затем и откровенно враждебным. Лан Шинин удачно «вписался» не только в живописные традиции востока, но и в его культуру, перестав быть инородным элементом в окружавшей его среде.

Это обстоятельство помогло ему избежать больших бед в период гонений, которые, так или иначе, испытывали все христианские миссионеры. В 1736 году художнику даже удалось убедить Цянь-луна, ставшего новым императором, не принимать указ о запрете католицизма. К тому моменту Лан Шинин стал столь значимой фигурой при дворе, что его голос имел немалый вес.

В день семидесятилетия Лан Шинина чествовали как важного сановника. Он умер в 1774 году, не успев завершить ряд гравюр, заказанных ему императором. Дело довершили уже ученики.

За 50 лет плодотворной работы Кастильоне сумел объединить в своём творчестве совершенно разные традиции. Необычайная лёгкость и игра света в сочетании с гармоничными изображениями природы создали особое сочетание, выделяющее его работы среди сотен других.

Его работы не только имели успех, но и приносили доход. Интерес общественности к творчеству художника не угасает до сих пор. А в 2000 году его картина «Осенние поля» (Fields in the Autumn) была продана на аукционе за 17.6 млн гонконгских долларов (примерно 2,2 млн долларов США).

Живопись | Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин) | Осенние поля

Но одной лишь уникальной манеры недостаточно, чтобы с уверенностью сказать, сколько картин действительно принадлежит кисти Лан Шинина. Некоторые работы были безвозвратно утрачены в периоды войн и народных волнений. А в начале ХХ века многие недобросовестные дельцы, пользуясь простотой авторской подписи художника, сфабриковали огромное количество подделок.

Однако сохранившиеся работы Джузеппе Кастильоне – это образец уникального синтеза двух культур. Художник и миссионер, он создавал прочные связи между странами с помощью языка красоты и искусства, который не требует перевода и понятен каждому.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится