Мир пейзажей Аполлинария Васнецова: Москва, Русский Север, Урал и сибирские просторы
805
просмотров
Аполлинарий Михайлович Васнецов (Apollinary Mikhailovich Vasnetsov; 25 июля (6 августа) 1856 года — 23 января 1933 гг.) — известный русский пейзажист, исторический живописец, график, декоратор, искусствовед XIX-XX веков. Картины Аполлинария Михайловича Васнецова впитали в себя его бесконечную любовь к родной земле, природе и истории страны.

В своём творчестве он отразил суровую красоту северных краёв и сибирских просторов, передал щемящую грусть ландшафтов средней полосы и праздничную красоту храмов, воссоздал жизнь старинной Москвы. Значительную роль в биографии мастера занимает научная работа — его интересовали исторические и археологические исследования, что обеспечило его картинам высокую степень достоверности.

Аполлинарий Васнецов. Николай Кузнецов. Картина «Портрет Аполлинария Михайловича Васнецова», 1887

Аполлинарий Михайлович Васнецов работал в реалистичном стиле, но в то же время в его произведениях заметны отголоски импрессионизма. В живописи творца большую роль играет настроение.

Аполлинарий Васнецов. Картина «Лесная тропинка», 1885

Биография Аполлинария Михайловича Васнецова

Аполлинарий Михайлович Васнецов появился на свет 25 июля (6 августа) 1856 года в роду потомственных священнослужителей. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был простым священником. Семейство проживало в селении Рябово близ города Вятки. Мать звали Аполлинарией Ивановной.

У Васнецовых было много детей, и двум из них предстояло прославить Россию своими картинами. Старший брат Аполлинария — это знаменитый художник Виктор Михайлович Васнецов (Viktor Mikhailovich Vasnetsov), кисти которого принадлежат такие известные картины, как «Богатыри», «Алёнушка», «Ковёр-самолёт». Но если Виктора привлекали волшебные, сказочные сюжеты, то Аполлинарию было суждено войти в историю искусства с реалистично-настроенческими пейзажами, а также с картинами-реконструкциями исторического бытия Руси.

Аполлинарий Васнецов. Картина «В Московском Кремле»

Аполлинарий рос одарённым ребёнком. В нём рано проснулся талант художника, но судьба была не слишком благосклонна к мальчику. В десять лет он потерял мать, а через четыре года лишился и отца. Это стало тяжёлым ударом для юного живописца, ведь именно отец (тоже, кстати, обладавший художественным талантом) воспитал в нём любовь к природе и зародил дар пейзажиста.

Аполлинарий Васнецов. Виктор Васнецов. Картина «Портрет А. М. Васнецова», 1878

Следующие несколько лет были очень непростыми для Аполлинария. Он учился в Вяткинском духовном училище, которое вспоминал впоследствии не самыми лучшими словами. Но были и светлые моменты в жизни. Однажды, приехав в Вятку, Виктор Васнецов, уже учившийся в столице, обратил внимание на творческие дебюты подростка и осознал, что дар младшего брата не получает должного развития. По рекомендации Виктора юный художник стал раз в неделю заниматься у польского живописца — Михала Эльвиро Андриолли (Michał Elwiro Andriolli), оказавшегося в Вятке в качестве ссыльного.

Основной акцент в обучении делался на пейзажной живописи: Аполлинарий копировал работы швейцарца Александра Калама (Alexandre Calame), прославившегося изображением альпийских ландшафтов, а также писал с натуры виды родного Русского Севера, которые открывались прямо из окна.

Аполлинарий Васнецов. Картина «Кама», 1895

После окончания духовного училища шестнадцатилетний Аполлинарий отправился в Санкт-Петербург, причём сделано это было по настоянию Виктора Васнецова, который хотел открыть перед братом двери в профессиональный мир живописи. Но юноша не сразу понял, в чём заключается его признание. Некоторое время он размышлял над поступлением в Геологический институт, а затем, загоревшись идеями народничества, решил стать сельским учителем и уехал в родную Вятскую губернию. Там, в селе Быстрица, он преподавал три года. Но реальность разошлась с народническими идеалами. В итоге молодой человек понял, что его стезя и призвание — всё-таки искусство.

В 1875 году Аполлинарий переезжает в Москву, которая становится одной из главных тем его живописи. Там же в это время обосновался и Виктор, который ввёл брата в творческое сообщество. И хотя Васнецов-младший так и не поступил в Академию художеств, он настойчиво повышал свой профессиональный уровень. Значительное влияние на него оказала атмосфера так называемого абрамцевского кружка, объединившего творческие силы передовой интеллигенции.

Юноша брал уроки у Василия Дмитриевича Поленова (Vasily Dmitrievich Polenov), Ильи Ефимовича Репина (Ilya Yefimovich Repin), Василия Максимовича Максимова (Vasily Maximovich Maximov), Марка Матвеевича Антокольского (Mark Matveyevich Antokolsky). Учился он и у своего старшего брата.

Первой картиной, которая принесла Аполлинарию Васнецову профессиональное признание в широких кругах, стал «Серый день», или «Серенький денёк» (1883). Эту работу приобрёл великий русский меценат и коллекционер Павел Михайлович Третьяков (Pavel Mikhaylovich Tretyakov), тем самым выписав молодому художнику «билет» в сообщество значимых или, по крайней мере, многообещающих мастеров кисти. В этой работе уже отчётливо проявился почерк Аполлинария Васнецова: неброский пейзаж на фоне серого неба выглядит безыскусно, но рождает чувство спокойствия и умиротворения.

Аполлинарий Васнецов. Картина «Серый день» («Серенький денёк»), 1883

В 1885-1886 годах Васнецов предпринял большое путешествие по Российской империи. Итогом стали произведения, на которых могучими потоками разливались Днепр, Кама и сибирские реки, вставали уральские горы, шумела непроходимая тайга...

Аполлинарий Васнецов. Картина «Озеро в горной Башкирии», 1885

Но Аполлинарий Михайлович видел своё призвание не только в пейзажной живописи и говорил, что не меньшую, если не большую страсть вызывает у него научная работа, исследование старины. В области науки Васнецов был профессионалом: он входил в Московское археологическое общество.

Аполлинарий Васнецов. Картина «Красная площадь во второй половине XVII века», 1925

Совместив эти две сферы деятельности, рождавшие у него вдохновение — науку и искусство, Васнецов писал картины, в которых воссоздавал былой облик русских городов.

Аполлинарий Васнецов. Картина «Старинный Великий Новгород», 1901

На этом поприще он прославился и как автор декораций для исторических опер, спектаклей.

Творчество мастера получило широкое признание. Хотя в молодости ему так и не довелось стать студентом Академии художеств, в 1900 году это учреждение присвоило ему звание академика. В 1901-1918 годах Аполлинарий Михайлович занимался преподавательской деятельностью.

Аполлинарий Васнецов. Картина «Кирилло-Белозерский монастырь», 1915

Трепетно относясь к духовным традициям народа, художник с болью воспринял начавшуюся после революции кампанию по уничтожению церквей. Он был единственным из живописцев, кто в 1931 году осмелился выступить против разрушения московского Храма Христа Спасителя, направив открытое обращение в «Известия».

Аполлинарий Васнецов. Картина «Симонов монастырь. Облака и золотые купола», 1927)

Неизвестно, чем бы аукнулась эта отвага в эпоху репрессий, но художник покинул этот мир раньше, чем репрессивная политика государства достигла апогея. 76-летний Аполлинарий Васнецов ушёл из жизни 23 января 1933 года.

Самые известные картины Аполлинария Михайловича Васнецова

Работы Аполлинария Михайловича Васнецова сейчас находятся в знаменитых музеях России, включая Третьяковскую галерею. Ряд произведений экспонируется в Мемориальном музее-квартире художника. К числу самых известных картин Аполлинария Васнецова относятся:

  • «Родина» (1886) — один из наиболее узнаваемых пейзажей мастера, где он любуется бескрайними просторами Руси. И пускай поля, луга и затерянная среди них деревенька выглядят бедно и просто, пусть небо пасмурно, а палитра неярка — но чувствуется, как дорога для художника родная земля.
  • «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891) — работа, которой Аполлинарий Васнецов открывает для зрителя окно в величественный мир уральских лесов. Этот край суров и даже немного мрачен, сюда редко ступает нога человека. Но и здесь есть место красоте — величественной красоте первозданной природы.
  • «Московский Кремль. Соборы» (1894) — городской пейзаж, на котором предстаёт один из самых знаменитых видов Москвы. Особенность работы — в пастельной палитре. Кремлёвская стена и соборные купола купаются в мягких лучах зари.
  • «Северный край. Сибирская река» (1899) — картина, на которой удивительно сильно передана бескрайность просторов Сибири. Уходит вдаль, к самому горизонту, сияющая лента великой реки, текущая в океане тайги... И там, у горизонта, сливается с бесконечностью закатных небес.
  • «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» (1900) — исторический городской пейзаж, в котором Апполинарий Михайлович реконструировал кусочек старинной Москвы. Бурная жизнь знаменитого торгового квартала разворачивается под сенью силуэта Собора Василия Блаженного на фоне сияющей перламутром зари.
  • «Всехсвятский каменный мост» (1901) — ещё одна работа-реконструкция, посвящённая истории Москвы. Художник приглашает полюбоваться на Кремль в те времена, когда его стены были белыми, и когда в столице Руси был построен первый каменный мост — его мы и видим на картине.
Аполлинарий Васнецов. Картина «Родина», 1886
Аполлинарий Васнецов. Картина «Тайга на Урале. Синяя гора», 1891
Аполлинарий Васнецов. Картина «Московский Кремль. Соборы», 1894
Аполлинарий Васнецов. Картина «Северный край. Сибирская река», 1899
Аполлинарий Васнецов. Картина «Улица в Китай-городе. Начало XVII века», 1900
Аполлинарий Васнецов. «Всехсвятский каменный мост», 1901

Аполлинарий Михайлович Васнецов предвосхитил в своих произведениях ту есенинскую грусть, которой наполнены строки стихотворения «Русь»: «Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей»... Он не приукрашивал ландшафты, над его пейзажами часто простирается пасмурное небо, но в картинах живописца вечным лейтмотивом звучит гимн поэтической красоте Отечества. Городские и исторические пейзажи, а также виды средней полосы России, Русского Севера, уральских и сибирских земель принесли художнику бессмертную славу.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится