Русские корни и детство среди тканей
Айрис родилась 29 августа 1921 году в Квинсе, в семье предпринимателей еврейского происхождения. Ее отец сотрудничал с декораторы интерьеров – поставлял им зеркала и предметы декора. Мать в юные годы эмигрировала из России, а в годы Великой депрессии в США оказалась в числе тех счастливчиков, кому удалось не только открыть свое дело, но и развить его в годы тяжелого кризиса.
Айрис буквально выросла в модном бутике, куда захаживали именитые дизайнеры. Особое внимание мать уделяла качеству тканей и наставляла Айрис: «Если вложиться в несколько добротно сделанных вещей и отличных тканей и купить к ним аксессуары, у тебя в руках окажется миллион разных нарядов». А излюбленной игрой девочки была игра «в лоскуточки», хорошо известная многим, кто впоследствии сделал карьеру в области дизайна и моды. Да-да – в детстве великая Айрис больше всего на свете любила сидеть в уголке и перебирать горы цветных обрезков, внимательно рассматривая и прикладывая их друг к другу. Она еще не знала, чем намерена заниматься в жизни, но с полной уверенностью могла сказать одно: она хочет быть не такой, как все.
Долгий путь к дизайну
Апфель окончила художественную школу и получила образование искусствоведа, но по специальности никогда не работала. Она обожала моду с ранних лет и видела себя сотрудницей глянцевого издания. Коррективы в ее планы внесла война – Айрис не удалось попасть на стажировку в Париж (впоследствии она будет истово коллекционировать наряды от французских дизайнеров, исполняя юношескую мечту). Начала она свою карьеру в модном издании Women's Wear Daily – делала ксерокопии, разносила документы… И еще Айрис подрабатывала ассистенткой у популярного fashion-иллюстратора Роберта Гудмана.
В 1947 году на отдыхе она встретила дизайнера Карла Апфеля. В День Благодарения он сделал ей предложение, на Рождество состоялась помолвка влюбленной пары, а свои сердца они соединили на День Президента – и это в какой-то степени стало предвестием ее грядущей карьеры. Родственные души, Айрис и Карл начали работать совместно. Для проектов им часто требовались красивые и редкие ткани, иной раз старинные, найти которые ожидаемо оказалось не так-то просто. Так в 1950 году появился на свет бренд Old World Weavers, занимающийся реставрацией и реконструкцией старинных тканей.
«Богоматерь тканей»
Компания развивалась и процветала более сорока лет. В числе ее клиентов были звезды Голливуда, миллионеры, звезды модной индустрии и… президенты США. Айрис Апфель была бессменным дизайнером интерьеров Белого Дома в годы правления Гарри Трумэна, Дэвида Эйзенхауэра, Джона Кеннеди, Линдона Джонсона, Ричарда Никсона, Джеральда Форда, Джимми Картера, Рональда Рейгана и Билла Клинтона. Айрис, в силу искусствоведческого образования и от природы пытливого ума, занималась и исследованиями тканей, особенно – восточных и африканских.
Палитра, материалы, технологии… Апфель была одной из первых, кто вернул западной моде любовь к Востоку, поугасшую со времен Поля Пуаре. И одной из первых начала сочетать роскошные «кутюрные» вещи с повседневными и найденными на обожаемых ею барахолках.
Ее чувство стиля скорее инстинктивно, чем порождено размышлениями на тему «что с чем сочетается». Копеечные браслеты с настоящими драгоценностями? Отлично! Леопардовый принт с разноцветной полоской? Идеальное сочетание! Сегодня такой подход демонстрируют почти все молодые «иконы стиля» и популярные модные блогеры, но, без сомнения, все началось с Айрис.
Гардероб как произведение искусства
Действительно, говорить об Айрис Апфель и не упомянуть ее головокружительную манеру одеваться – невозможно. Чувство стиля у нее проснулось рано – по воспоминаниям Айрис, уже в четыре года. Мама любила ее наряжать и переодевать несколько раз на дню. И вот однажды… Айрис почувствовала, что лента в волосах не подходит к платью. Она рыдала так, что на плач сбежалась толпа людей, решивших, что бедную малютку истязают! Повзрослев, Айрис со всей страстью отдалась поиску и в полном смысле коллекционированию модной одежды и аксессуаров.
Несмотря на ее успешность как дизайнера, мир заговорил об Айрис в 2005 году после выставки в Музее Метрополитан. Куратор Института костюма Гарольд Код предложил Апфель продемонстрировать публике ее наряды и украшения, чтобы показать, как из разрозненных элементов складывается индивидуальный целостный стиль. Выставка получилась такой масштабной и впечатляющей, что вызвала немалый ажиотаж. Для многих Айрис стала открытием. Все экспонаты с выставки вошли в постоянную коллекцию музея – и вряд ли от этого модные запасы «первой леди текстиля» обеднели.
Мировая слава
После выставки об Айрис Апфель написали New York Times. И – началось. За ней начали гоняться журналисты и фотографы. Пригласили к сотрудничеству Atelier Swarovski, Happy Socks, косметическая компания МАС… Бренд Jimmy Choo посвятил Айрис модель туфель (ей не понравилось). Mattel выпустили куклу Барби в образе «редкой птицы» (так называлась та самая выставка ее нарядов).
О ней сняли документальный фильм, а сама Апфель написала автобиографию – да и вообще охотно снимается и дает интервью. В возрасте девяноста семи лет она заключила свой первый контракт с модельным агентством, став, таким образом, самой взрослой профессиональной моделью в мире. А годом ранее с чикагской мебельной компанией Cloth & Company воплотила свою давнюю мечту и выпустила коллекцию предметов мебели.
У Айрис больше 600 000 подписчиков в Instagram – правда, сама она к этим аккаунтам не имеет никакого отношения, практически не знакома с их создателями и не умеет пользоваться социальными сетями.
Сегодня все больше женщин, известных и не очень, доказывают, что возраст - это только цифра, а седина - разве что повод попробовать экстравагантное окрашивание. Вот, например экстравагантные дамы в годах, доказавшие, что необычный стиль – не только для молодых