В этой стране среди живописной природы можно увидеть одиноко стоящие скалы (метеоры), на неприступных вершинах которых находятся уникальные сооружения, где обитали монахи-отшельники. Эти монастыри – поистине ошеломляющие объекты, являющиеся культурным достоянием всего человечества.
1. Что такое метеоры?
Для начала нужно определиться, что такое метеоры (греч. Μετέωρα «парящие в воздухе») в контексте геологии. Это отдельно стоящие скалы, в состав которых входит песчаник и обломочная горная порода. На этом месте находилось доисторическое море, но после того, как вода начала отходить, порода постепенно разламывалась и частично разрушалась, образуя небольшие по объему скальные образования. На этот процесс ушло около 60 миллионов лет. В итоге на севере Греции, в горах Фессалии, мы можем наблюдать причудливые скалы (их еще называют столпы), достигающие в высоту 600 м над уровнем моря. Именно их особенно отчаянные предки и выбрали для строительства уединенных убежищ.
Для начала нужно определиться, что такое метеоры (греч. Μετέωρα «парящие в воздухе») в контексте геологии. Это отдельно стоящие скалы, в состав которых входит песчаник и обломочная горная порода. На этом месте находилось доисторическое море, но после того, как вода начала отходить, порода постепенно разламывалась и частично разрушалась, образуя небольшие по объему скальные образования. На этот процесс ушло около 60 миллионов лет. В итоге на севере Греции, в горах Фессалии, мы можем наблюдать причудливые скалы (их еще называют столпы), достигающие в высоту 600 м над уровнем моря. Именно их особенно отчаянные предки и выбрали для строительства уединенных убежищ.
2. Когда вершины причудливых скал привлекли внимание людей?
С легкой руки монаха Андронника монастыри, построенные отшельниками, стали называть так, как и сами скалы – Метеорами. И если в 950 г. таким способом православные пытались отгородиться от всего мира и достичь полного уединения, то к XIII-XIV веку в эти места начали наведываться турки, сербы, албанцы и крестоносцы – любители быстрой наживы. Именно в тот период, уже обжившиеся монахи, смогли ощутить на себе прозорливость основоположников, которые взобрались так высоко.
Интересный факт: Согласно легендам, первые отшельники отправились в горы задолго до строительства монастырей. Чаще всего, они находили убежища в пещерах, рядом с которыми находились источники с водой. Поблизости монахи обустраивали площадки, так называемые «молельные места», где они в любой момент могли помолиться в полном одиночестве. А вот по большим церковным праздникам монахам приходилось отправляться в близлежащие храмы – изначально в древнюю церковь Архангелов в городе Стаги, а потом церковь Пресвятой Богородицы.
Ученые установили, что первым, кто решился на строительство собственной церкви на вершине одного из метеоров был монах-отшельник Варнава. Он в 950—970 гг. умудрился самостоятельно построить православный скит, который назвал именем Святого Духа.
3. Начало организованной монашеской общины Метеоры
Позже монахи отшельники, ушедшие из своих монастырей, начали строить свои скиты на одиноких столпах. В 1020 году появился Преображенский скит, основателем которого стал критский монах Андроник, а в 1160 г. был построен скит Стаги или Дупиани. С этого момента и началось организованное монашеское «государство», получившее название Метеоры.
Общинная монастырская жизнь начала входить в норму, ведь, как ни крути, возводить масштабные здания в труднодоступных местах – сверхсложные задачи даже сейчас. А в те времена все делалось вручную, вплоть до поднятия всех стройматериалов на значимую высоту. И лошади в этом процессе были совсем не помощники. Монахам приходилось поднимать все материалы по веревочным лестницам, используя лишь корзины, сети и сосуды. Учитывая адский труд, строительство затягивалось на многие годы, но одержимые идеей создания святынь под небесами монахи упорно доводили дело до конца.
Особенно преуспел в этом деле монах Афанасий, прибывший после нашествия корсаров, которые изгнали его со Святой горы Афона. Вместе с духовным пастырем Григорием они построили небольшую обитель на столпе Стаги (он же «Столп Капель»). А затем решились на строительство масштабного монастыря, где могли жить, трудиться и молиться десятки монахов. В 1334 г. он и 14 единомышленников выбрали самую большую скалу и начали титаническое строительство знакового монастыря «Великий Метеор» (он же монастырь Преображения).
По окончанию строительства, а это примерно 1370-е годы монастырь стал центром монашеской общины. Начиная с 1490-х гг. настоятель главного монастыря всегда считался руководителем всех скитов и монастырей скального города Литополиса.
4. Период расцвета монастырского государства
К началу XVI века строительство монастырей и небольших скитов приобрело чуть ли не массовый характер. Этому поспособствовали не только религиозные идеи, но и красота природы, и максимальная безопасность обители, ведь взобраться на такую высоту по отвесной скале – задача не из легких даже для грабителей и захватчиков.
К этому времени существующие монастыри уже окрепли и разрослись, монахи почувствовали силу в сплочении, а также поддержку правителей, которые старались вносить свой вклад в поддержание благосостояния уникальных объектов. Доподлинно известно о существовании 24 скитов на вершинах неприступных скал.
5. Действующие монастыри
К сожалению, до начала XX века большая часть строений пришли в упадок и были покинуты монахами. Полному разорению поспособствовала и Вторая мировая война, в годы которой бесчинствовали итальянские и немецкие оккупанты. Они вынесли все самое ценное, что за многие столетия смогли накопить монахи, ведь богатые люди и паломники частенько подносили щедрые дары, чтобы отмолить свои грехи.
На данный момент действует всего 6 православных святынь, которые являются религиозными объектами, уникальными архитектурными шедеврами и популярными туристическими достопримечательностями.
♦ Мужской монастырь Преображения Господня (он же Великий Метеор). Самый главный и самый большой храмовый комплекс расположен на высоте 613 метров над уровнем море и занимает он поистине гигантскую площадь (как для столпов) – 6 гектар. Как уже сообщалось, он основан Афанасием (впоследствии его стали называть Метеорским) в 1334 г. Помимо небольших обителей и хозяйственных построек в 1388 г. был возведен величественный крестообразный собор с апсидами, колоннами и двенадцатигранным куполом. Его высота достигает 24 метра (8-этажный дом), а длина составляет 32 м.
В монастыре сохранились старинные фрески, позолоченный иконостас, деревянный резной трон игумена с перламутровой инкрустацией, ценнейшие старинные иконы, которые смогли спрятать монахи во время оккупации. Сейчас в монастырь могут попасть не только монахи и паломники, но и туристы. К счастью, монахов и гостей не поднимают в сетях, которые могут в любой момент оборваться, как это делали раньше. Чтобы каждый желающий мог подняться на вершину впечатляющего столпа, в скале были вырублены ступени и установлены металлические перила.
♦ Монастырь Варлаама или Всех Святых был основан одним человеком – схимником Варлаамом (XIV в.), который построил келью и маленькую церквушку и посвятил ее Трем Спасителям. После смерти монаха это место много лет пустовало, пока не появились два брата – Нектарий и Феофан. Благодаря их стараниям церковь была не только восстановлена, но и началось новое строительство, к которому подключилось еще 30 монахов. Очень быстро монастырь начал процветать, поскольку ему жертвовали не только продукты и золото.
Как оказалось, верующие дарили земли, виноградники, оливковые рощи и целые деревни. К середине XVII века церковь имела величественный вид, а все внутреннее пространство было расписано прекраснейшими фресками, украшено мозаиками из слоновой кости и перламутра. На данный момент там можно увидеть уникальные реликвии в виде старинных икон и изысканных крестов, которые считаются мировыми шедеврами прикладного искусства.
♦ Мужской монастырь Святой Троицы расположен в самом живописном месте, у подножия которого находится русло реки Пиньос, а вот над метеором возвышаются вершины горного хребта Пиндос. Как утверждают очевидцы, именно этот монастырь производит самое незабываемое впечатление, поскольку видно его со всех смотровых площадок и в любую погоду.
Доподлинно неизвестно, когда и кем был заложен первый камень для строительства изящной базилики и нескольких строений, но до наших дней здесь сохранились удивительной красоты фрески, древние надписи, также в сокровищнице можно увидеть старинные письмена и даже Евангелие в серебряном окладе. Хотя позолоченный иконостас, большая часть икон и все драгоценности были украдены оккупантами. Монахам удалось сохранить лишь книги и несколько чудотворных икон.
♦ Женский монастырь Русану или святой Варвары идеально вписался в композицию из островерхих скал и метеоров из-за чего его очертания легко узнаваемы, ведь на всех туристических путеводителях изображают именно его. Несмотря на то, что он настолько популярен до сих пор не могут найти достоверные сведения о его строительстве. Но то, что известно заслуживает особого уважения. Во времена набегов османов в монастыре не раз прятались местные жители, такая ситуация повторилась и в 40-х годах прошлого века, правда долго удержать святыню неприступной так и не удалось. После разорения в главном храме монастыря можно увидеть фрески и иконостас, которые имеют особенную историческую ценность.
♦ Монастырь Святого Стефана считается самым богатым из Метеорских монастырей и расположен он на гигантской скале, которая возвышается над городом Каламбака. Основан он был монахом Иеремием, который жил на этой скале с 1192 г. и самостоятельно построил несколько келий, цистерну для сбора воды и часовню святого Стефана. Учитывая выгодное местоположение и стремление к просветительской деятельности желающих пожертвовать различные блага было хоть отбавляй, поэтому монастырь всегда процветал даже во времена турецкого владычества. Стоит отметить, что изначально монастырь был мужским, но, начиная с 1961 г. был преобразован в женский.
♦ Монастырь Святого Николая Анапавсаса (он же Радостный) появился на вершине столпа приблизительно в XII—XIII веках. Кто-то из исследователей приписывает основание монастыря монаху Никанору, другие считают, что в названии зашифрован эпитет Αναπαυσάς (успокоитель), ведь это место действительно подразумевает душевный покой как для монахов, так и для гостей монастыря.
Учитывая небольшую площадь плато, на котором создан монастырский комплекс, неудивительно, что он имеет многоуровневую структуру. На первом уровне сохранилась старинная церквушка Святого Симеона с крошечным алтарем, на втором – прямоугольный Собор Святого Николая с невысоким куполом и без единого окна. А вот на третьем уровне имеются кельи, трапезная, приемная для почетных посетителей, часовня Святого Иоанна Предтечи и склеп с черепами монахов.