«Неизвестная» Крамского: самый загадочный портрет русской живописи
36
просмотров
Кто скрывается за образом русской Джоконды?

Молодая женщина проезжает в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Костюм женщины — по последнему слову моды 1880-х годов: бархатная шляпка «Франциск» с подвитым страусиным пером, пальто фасона «Скобелев» темного бархата, подбитое соболем, тонкие перчатки, выполненные из шведской (то есть вывенутой, наподобие замши) кожи.

«Неизвестная» Крамского, 1883

 Такая тенденциозность наряда была вызывающей и даже неприличной. Аристократия постепенно беднела и уже не могла позволить себе столь рьяно следовать моде. Напротив, в высшем свете было принято намеренно отставать от новых веяний в одежде. Подчеркнутую модность могли позволить себе дамы полусвета: куртизанки и содержанки.

Экипаж героини Крамского также вызвал у современников нарекания. Например, критик Стасов назвал её кокоткой в коляске. Дело в том, что в то время почтенная дама не разъезжала одна. Так делали либо проститутки, либо те, кого вскоре окрестят суфражистками. Так же, например, вела себя Анна Каренина в романе Льва Толстого.

Этюд к картине, найденный в Праге в частном собрании.

Взгляд Неизвестной сочетает надменность, достоинство и грусть. Такая необъяснимая комбинация вместе с отсутствием имени женщины порождает тайну.

Русская Джоконда

Перед выставкой передвижников, на которой публика должна была познакомиться с «Неизвестной», художник был крайне взволнован. Даже ушёл с вернисажа. А когда вернулся, то был встречен восторженной толпой. Крамского подхватили и понесли на руках. И каждый пытал, кто изображён на картине.

Екатерина Долгорукова.

 Таинственное молчание живописца породило массу легенд. По одной из версий, Крамской писал «Неизвестную» со своей дочери Софьи. По другой, — это некая крестьянка Матрёна Саввишна, которую вопреки воле матери взял в жены дворянин Бестужев. Якобы Крамской познакомился с ней в Петербурге и был очарован. Ещё одна гипотеза говорит, что это Екатерина Долгорукова, любовница Александра II, родившая императору четырёх детей.

Девушка с кошкой, 1882. Портрет Софьи, дочери Крамского.

Ни одна гипотеза не выдерживает проверки. Не осталось никаких дневниковых записей Крамского или писем, где бы называлось имя модели.

Судьба художника

Иван Крамской пришёл в живопись из фотографического дела. В Воронежской губернии людей со знанием дела, которые могли бы обучать Ивана рисованию, не было. Да и денег у его отца — писаря в думе — тоже лишних не водилось. Чтобы зарабатывать на жизнь, Крамской устроился в фотоателье, где с помощью акварели ретушировал снимки.

В 19 лет он переехал в Петербург, где после года всё той же фотошопной работы поступил в Академию художеств. Там он оказался в среде молодых бунтарей, которые настаивали на самостоятельном выборе сюжетов для полотен и отказе от мифологического засилья. Впоследствии они организуют товарищество передвижников.

Автопортрет Крамского, 1867.

Именно Крамской стал идеологом «Товарищества передвижных художественных выставок». Он продвигал идеи общественной роли художника и его ответственности, настаивал на необходимости реализма на полотнах.

«Христос в пустыне», 1872.

Его знали и ценили как портретиста. Самого же Крамского эта череда заказов утомляла. Несколько раз он обращался к Павлу Третьякову с просьбой обеспечить его на год — за это время живописец планировал осуществить свои творческие идеи, не связанные с портретами. Но увы, понимания у мецената и коллекционера не нашёл.

Прожил Крамской недолго, а скончался во время работы над портретом доктора Раухфуса: художник внезапно наклонился и упал — аневризма аорты. Было Ивану Крамскому 49 лет.

Понравился материал? Вы можете поблагодарить автора! Поделитесь этой статьей со своими друзьями.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится