Успешная модель и талантливый фотограф
Сегодня уже почти никто не вспоминает о том, что при рождении в 1941 году эта удивительная женщина получила имя Марьель Хадан. Она появилась на свет в городе Виши в еврейской семье, при этом мама её была немецкого происхождения, а папа – франко-американского. Семья не могла себя чувствовать в безопасности во время оккупации фашистскими войсками, а потому родители девочки бежали в Великобританию, где впоследствии росла и училась юная Марьель Хадан.
После окончания школы она решила учиться рисованию, так как всегда тяготела к искусству. Несомненно, обучение живописи впоследствии сыграет свою роль в том, что снимки её станут выглядеть не менее впечатляюще, чем полотна кисти самых талантливых художников. Правда, сама Марьель живописцем так и не стала. Она довольно рано вышла замуж, а вот её первый муж как раз был художником, но привёл он её не к мольберту, а на подиум.
Модельный бизнес поначалу на самом деле увлёк девушку. В 1960 году она взяла себе псевдоним Сара Мун и занялась своей модельной карьерой. Несмотря на небольшой рост, она добилась впечатляющих успехов, её снимали лучшие фотографы 1960-х – Ги Бурден, Ирвин Пенн, Хельмут Ньютон и многие другие. Сара Мун точно имела всё для того, чтобы стать самой востребованной моделью того времени, но самой ей это занятие наскучило. Ценность её в профессии определялась исключительно внешними данными, но Сара считала это слишком примитивным. И однажды она взяла в руки фотокамеру и стала фотографировать.
Точнее, фотоаппарат ей вручил кто-то в перерыве между съёмками, а она начала снимать для собственного удовольствия. Вскоре она уже не представляла, как ещё можно отдыхать. Фотоаппарат стал её неизменным спутником, а снимать коллег в перерывах вошло в привычку. Вскоре её заметили и фотографии Сары Мун появились на одном из последних разворотов модного журнала. На них обратила внимание основательница британского модного дома Biba Барбара Хуланицки. Правда, её компания вскоре разорилась, но владелица получила место во французском доме моды Cacharel и позвала Сару Мун с собой в Париж.
Неповторимая манера
На самом деле, среди множества фотографий её снимки попросту не могли остаться незамеченными. Они очень отличались от всего, что делали другие мастера кадра. Образы, которые она создавала, были мягкими, романтичными и даже меланхоличными, они словно находились вне времени и больше походили на фантазию, чем на что-либо реальное.
Фотографы во всём мире до сих пор пытаются добиться такой же мягкой размытости на снимках, как у Сары Мун, но ни надетые на объектив тонкие чулки, ни запотевшие линзы столь же блестящего результата не давали. Секрет же её снимков был очень прост: Сара Мун страдала от близорукости, не носила очки и потому снимала размытые объекты из-за своего плохого зрения. Позже она стала добиваться этого эффекта, проводя эксперименты с двойной экспозицией, очень медленным движением и выставлением зеркал. До сих пор она никогда не знает, какой получится её очередная фотография. Притягательные в своей красоте и необычности снимки каждый раз получаются разными и неожиданными.
Поначалу она занималась исключительно коммерческими проектами. Для модного дома Cacharel Сара Мун создавала снимки, от которых просто невозможно было отвести взгляд. Фотографии моделей или реклама духов – всё это выглядело крайне необычно и каждый раз удивляло как простых обывателей, так и профессионалов.
Она фотографировала для Comme des Garçons и Chanel, Issey Miyake, Кристианы Лакруа, Сони Рикель и других. Её снимки с завидной периодичностью появлялись в самых популярных модных изданиях, а в 1972 году она стала первой женщиной, создавшей календарь для производителя автомобильных шин Pirelli. При этом Саре Мун всегда были чужды такие понятия, как блеск и гламур. Она отказывалась ретушировать свои снимки, считая, что каждая модель прекрасна, нужно всего лишь показать это с помощью света и камеры.
Погружение в творчество
Впоследствии, когда Сара Мун уже стала знаменита и финансово обеспечена, она смогла отказаться от коммерческих проектов и полностью посвятить себя творчеству. По её мнению, рекламная фотография очень ограничивает художника. Ему диктуют множество условий, которые необходимо соблюсти, что вовсе не способствует созданию собственного видения. Сейчас Сара Мун изредка соглашается на съёмки рекламы, однако происходит это исключительно в том случае, если заказчик полностью полагается на её вкус и взгляд на вещи.
В 1979 году Сара Мун стала снимать ещё и фильмы, поначалу рекламные. Затем – документальные, а после – игровые. Правда, назвать её творчество кино в полной мере, наверное, нельзя. Скорее, это своеобразные киноиллюстрации, где игровые сцены чередуются с фотографиями, и каждое действо дополняет и украшает предыдущее.
Сара Мун на самом деле превращает реальность в сказку. Снимки её, кажется, меньше всего похожи на обычные фотографии. Каждый кадр – словно сюрреалистическая сказка, размытая, чёрно-белая или цветная. В ней почти нет чётких линий, но в них отражается взгляд фотографа на мир, восприятие действительности через призму объектива, её отношение и взаимосвязь с обществом.
Фотографии Сары Мун можно с лёгкостью найти в интернете, в отличие от снимков её коллеги Виктора Мееуссена. А секрет кроется «всего лишь» в подмоченной репутации фотографа, при чём сам он оказался вообще ни в чём не виноват, а его забвение было обусловлено фактически досадной случайность. Ведь его снимки по-настоящему завораживают и выдают руку истинного мастера.