От невеста Володи Завитушкина до Раисы Захаровны: несыгранные роли Ирины Муравьевой
0
770
просмотров
В ее фильмографии – более 80 работ, многие из которых стали культовыми. Сегодня кажется, что Ирина Муравьева всегда была востребованной актрисой и могла получить любую роль, на которую претендовала. Но на самом деле и в ее биографии были творческие неудачи – некоторые роли, о которых она мечтала, достались другим актрисам, а от других она отказалась сама. А вы могли бы представить Муравьеву в образе Раисы Захаровны в фильме «Любовь и голуби»?

«Внимание, черепаха!», 1969

«Внимание, черепаха!», 1969 Ирина Азер в фильме *Осторожно, черепаха!* и Ирина Муравьева, претендовавшая на эту роль

Сейчас в это трудно поверить, но поначалу в актерский талант Ирины Муравьевой не верили ни режиссеры, ни педагоги. Ни в один из московских театральных вузов ее не приняли с первой попытки, а со второй ее взяли только в драматическую студию при Центральном детском театре, на сцене которого она и выступала потом на протяжении 7 лет. На экранах она на заре своей актерской карьеры появлялась только в телеспектаклях, а попытки пройти кинопробы, как правило, завершались неудачей.

Ирина Муравьева в молодости

Свои первые пробы Ирина Муравьева пыталась пройти в 20 лет. Режиссер Ролан Быков тогда приступил к работе над детским фильмом «Внимание, черепаха!», и Муравьева претендовала на роль школьной учительницы. Но в результате в образе классной руководительницы 1-го «Б» зрители увидели Ирину Азер – ровесницу Муравьевой, студентку ВГИКа. Однако популярность этой актрисе принес не этот фильм – она прославилась после «Кабачка «13 стульев» и «Большой перемены».

Ирина Азер в фильме *Осторожно, черепаха!*, 1969

«Не может быть!», 1975

«Не может быть!», 1975 Леонид Куравлев и Валентина Теличкина в фильме *Не может быть!*, 1975
Светлана Крючкова в фильме *Не может быть!*, 1975

Ирина Муравьева не снялась и в комедии Леонида Гайдая по рассказам Зощенко «Не может быть!». Кроме нее, в новелле «Свадебное приключение» на роль невесты Владимира Завитушкина (в исполнении Леонида Куравлева) претендовала также Светлана Крючкова. Но в итоге эта роль досталась Валентине Теличкиной – звезде фильма «Журналист», у которой к тому моменту уже был десятилетний стаж киносъемок. А вот Крючкова все-таки снялась в этом фильме, но в другой роли – Зинули.

Ирина Муравьева в середине 1970-х гг.
Пробы Ирины Муравьевой и Светланы Крючковой на роль Катерины

«Нетерпимость», 1976

«Нетерпимость», 1976 Кадр из фильма *Нетерпимость*, 1976

Хотя в середине 1970-х гг. Ирина Муравьева уже начала сниматься в кино, на пробах ей по-прежнему часто отказывали. Она претендовала на главную женскую роль в криминальной драме Евгения Ташкова «Нетерпимость», но режиссер утвердил актрису Театра на Таганке Елену Габец. Впрочем, этот фильм не пользовался большой популярностью у зрителей, а Ирина Муравьева в том же году появилась на экранах в телеспектакле «Доктор философии» и в фильме «Время выбрало нас».

Ирина Муравьева в фильме *Время выбрало нас*, 1976

«Неоконченная пьеса для механического пианино», 1977

«Неоконченная пьеса для механического пианино», 1977 Елена Соловей в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино* и Ирина Муравьева, претендовавшая на эту роль

В числе претенденток на роль Софьи Войницевой в фильме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» были Ирина Муравьева и Наталья Гундарева. Впрочем, в том, что в итоге роль досталась Елене Соловей, не было ничего удивительного – ее называли одной из самых любимых актрис Никиты Михалкова, который снял ее в нескольких своих фильмах. И хотя актриса незадолго до этого во второй раз стала матерью, и ей было совсем не до съемок, режиссер уговорил ее приехать вместе с малышом. Позже она не жалела о том, что согласилась на это предложение, ведь эта работа стала одной из лучших в их тандеме с Никитой Михалковым.

Кадр из фильма *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977
Елена Соловей в роли Софьи Войницевой

«Любовь и голуби», 1984

«Любовь и голуби», 1984 Людмила Гурченко в фильме *Любовь и голуби*, 1984

В конце 1970-х гг. к 30-летней актрисе наконец пришло всесоюзное признание и слава. Сначала она сыграла одну из главных ролей в музыкальной комедии «Дуэнья», а через год появилась в образе Людмилы в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Режиссер был восхищен работой Ирины Муравьевой на съемочной площадке и говорил о ней: «Она всегда азартна на площадке. Большая придумщица! Так раскрашивает замысел режиссера, драматурга или партнера, так умеет вдохнуть жизнь, что становится безумно интересно… Ира – прирожденная клоунесса. Замечательно превращает все вокруг себя в смешное, и смех у нее добрый… Правда, она на экране себе не понравилась. Почему? Ну, об этом у нее спросите. Вообще частенько критиковала себя. А зря! Ни разу за всю жизнь не промахнулась с ролями – ни в театре, ни в кино».

Александр Михайлов, Людмила Гурченко и Владимир Меньшов на съемках

Меньшов и в дальнейшем хотел сотрудничать с Ириной Муравьевой. Когда он приступил к съемкам фильма «Любовь и голуби», решил, что образ бойкой Людмилы в чем-то перекликался с образом экзальтированной Раисы Захаровны, и предложил эту роль Муравьевой. Но у актрисы тогда только появился на свет второй сын, и она наотрез отказалась от съемок.

Наталья Кустинская и Людмила Гурченко

На роль Раисы Захаровны пробы проходили также Вера Алентова, Ольга Яковлева и Наталья Кустинская, но последнюю не утвердил худсовет, а сам Меньшов планировал снимать Татьяну Доронину, но она тоже отказалась. Уже приступив к съемкам, во время киноэкспедиции в Карелии, режиссер отправил телеграмму Людмиле Гурченко, и Раиса Захаровна наконец-то нашлась. В ее исполнении героиня была настолько колоритной, что ради нее Меньшов значительно изменил сценарий, добавив несколько сцен с ее участием и превратив из эпизодической героини в одну из главных.

Ирина Муравьева с сыновьями

Ни об одной из несыгранных ролей Ирина Муравьева никогда не жалела – на первом плане для нее всю жизнь оставалась семья, а не работа. Еще в 23 года она вышла замуж за режиссера Леонида Эйдлина, в 1975 г. у нее родился сын Даниил, а в 1983 г. – сын Евгений. Актриса очень не хотела, чтобы ее дети росли за кулисами и на съемочных площадках, как у всех ее коллег, поэтому часто отказывалась даже от самых заманчивых ролей, если сыновей не с кем было оставить. Она соглашалась сниматься только в Москве и не покидала город ради многомесячных киноэкспедиций.

Актриса с мужем и сыновьями

Ее коллега по театру Елена Валюшкина рассказывала, что во время антрактов Муравьева всегда бегала в гримерку звонить сыновьям: «У меня в голове не укладывалось: только что играла Грушеньку – и вдруг какие-то котлеты, как такое возможно? Для меня самой, кроме театра, ничего тогда не существовало. Случалось, что между репетицией и спектаклем я не уезжала домой, а отдыхала в гримерке, чтобы не тратить время и силы на дорогу. И как-то Ирина мне сказала: «Ты зря так живешь. Театр – только часть жизни, и то не самая главная ее часть». До сих пор своей главной ролью Ирина Муравьева считает роль жены, матери и бабушки, а потому чувствует себя абсолютно счастливой и не задумывается о несыгранных ролях. Она говорит: «Я никогда не мучила детей своими ролями. Я прежде всего мама, а потом уже актриса».

Ирина Муравьева с сыновьями

Этот фильм стал безусловным успехом Людмилы Гурченко, хотя зрители не увидели всего отснятого Владимиром Меньшовым материала: Какие эпизоды цензура вырезала из фильма «Любовь и голуби».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится