В XII-XIII столетии, когда многие явления природы были все так же необъяснимы и представляли загадку для народа, люди верили в потусторонние силы и особенно — в магию. Если весь мой урожай сгорел на солнце, а урожай соседа на зависть, то это, конечно, потому что его жена ведьма, а не потому, что они каждый день носили воду из речки. Ведьму представляли себе не обязательно старухой с длинным бородавчатым носом — ей могла быть любая женщина или даже юная девушка. И что интересно, котов (особенно черных) также считали магическими существами, способными сглазить, навести порчу, а то и убить человека.
Однако откуда взялась эта мысль, что коты, которые отлично помогали людям в их борьбе с грызунами, являются источником нечистой силы? Исследования этой темы ведут к францисканскому монаху Бертольду Регенсбургскому. В начале XIII века он стал активно призывать избавляться от ереси и ведьм, которые заполонили землю. В своих проповедях он постоянно сравнивал котов и еретиков, так как эти слова в немецком похожи (Ketzer — еретик, Kater — кот).
Затем «эстафета» перешла к Григорию IX, который занимал пост Папы Римского с 1277 по 1241 годы. Вслед за предыдущим Папой — Иннокентием III, — который начал активную борьбу с язычеством среди катаров — народа на юго-востоке Франции, Григорий IX также организовал крестовый поход и направился в сторону Германии и прибалтийских народов. Особое внимание его войска пределяли колдовству и поклонению языческих богам, которых всех объявляли дьяволом.
Папе Римскому присылали детальные отчеты о выловленных и обезвреженных ведьмах. На основе этих отчетов Григорий IX издал документ «Vox in Rama», в котором официально приравнивалась любая ересь к поклонению дьяволу, а для доказательств служили описания различных магических ритуалов, которые якобы имели место на всей территории Европы, куда еще не дошли священные войска инквизиции.
Один из таких ритуалов, будто бы полученный добровольно от ведьмы, являлось действо, когда новый адепт секты в ходе посвящения должен был поцеловать жабу, скормить ее черному коту, а потом поцеловать кота. В конце ритуала якобы появлялся сам дьявол в лице получеловека-полукота и самолично освещал нового члена секты.
После издания этого документа черные коты были буквально обречены. Котов не только убивали, их мучили и придумывали новые и новые способы сделать их смерть как можно более мучительной. По всей Европе черных котов (а иногда котов и других окрасов — чтобы наверняка) забивали палками, камнями, перерезали им глотки, сжигали из заживо, топили их в водоемах.
В Дании устраивали состязания — кошку закрывали в деревянную бочку, подвешивали ее на деревья, и состязующие протыкали бочку копьями. Победителем объявлялся тот, кому удавалось сделать смертельный удар. В Англии кошек использовали в качестве мишеней для лучников во время тренировок, а в Испании и вовсе «развлечение» вывели на новый уровень. Там в то время был популярен так называемый кошачий орган — небольшой клавишный инструмент, под клавиши которого прикреплялись хвосты котов, так что играя на клавишах, коты орали от боли.
Подобная жестокая охота на кошек, которая, к слову, продолжалась более четырехсот лет, привела к ожидаемому увеличению крыс и мышей, и вслед за этим — многочисленным эпидемиям. В начале в этих эпидемиях также частично обвиняли кошек, после чего начинались еще более тщательная охота за ними. И только к XVIII веку эта тенденция стала сходить на нет.