Истоки Реформации в Германии
570
просмотров
Причины начала серьёзной общественной трансформации в Германии крылись в позднем Средневековье: идеи нового благочестия, немецкий гуманизм и многое другое.

Позднее Средневековье: изменение общественного сознания

В 14−15 столетиях происходят заметные процессы изменения в сознании простого европейца, как правило, связанные с отношением к церкви. Заметно усилилась рефлексия в плоскости богословия, но и возросла популярность светских, а также гуманистических тем. Именно в этот период европеец стал воцерковлённым. Да и церковь, наконец, могла немного приспустить вожжи: христиане не видели необходимости массового отступления от религии.

Духовный мир человека позднего Средневековья развивался в двух направлениях. Осознание того, что «европеец = христианин» повлияло на тягу человека к познанию богословской науки и культуры. В тоже время появился интерес к изучению внешних проявлений мира: популярность натурфилософских тем породила ряд учебных заведений — философских школ, — которые позднее станут называться гуманистическими.

Таким образом, родились идеи Нового благочестия и ренессансная культура. Казалось, что два идейных течения противоречат друг другу. Но это не более чем заблуждение: гуманисты (в основной своей массе) были людьми очень верующими, но при этом обращали внимание на опыт Античности.

Работа в скриптории.

Новое благочестие: заметные перемены

15 столетие ознаменовало популярность идей Нового благочестия. Масса верующих начала задумываться о значении отдельных таинств и церковных норм. Такие страждущие постижения религиозного знания объединялись в общины, новые конгрегации. Усиливаются мистические переживания христиан. Европейский континент ещё не знал такого бума мистических откровений и произведений искусства на подобную тему.

Человек хотел приблизиться к Христу и скорее «постичь бога в сердце». С появлением книгопечатания произведения такого рода заполонили Европу: трактаты и проповеди гласили, что христианин просто обязан подражать Христу во всём. Растёт популярность Нового завета, а в 1427 году Фома Кемпийский пишет «О подражании Христу». Трактат монаха из Кемпена разлетелся огромным тиражом: в этом была заслуга подвижного шрифта, изобретённого Иоганном Гуттенбергом.

Из книги «О подражании Христу»

Но ещё веком ранее появились мистические трактаты, которые оказали влияние на сам процесс появления идей Нового благочестия. Английский схоласт Джон Уиклиф и немецкий мыслитель Иоганн Таулер сделали попытки выстроить теоретическую систему, в которой был возможен диалог верующего и Христа. В 15 столетии появляются новые монашеские конгрегации, суть которых сводилась к мистическому познанию бога. В данном случае следует вспомнить августинцев-еремитов. Эта монашеская община следовала уставу Бенедикта Нурсийского и заветам Августина Блаженного, но пристальное внимание обращали на индивидуальное благочестие.

Особое распространение общины августинцев получили на севере Франции, Германии и Голландии. Основатель конгрегации Герт Гроте в конце XIV столетия фактически оформил традиции духовного братства. Августинцы учили человека подражать Христу, объединять усилия для помощи страждущим. Члены общины заявили, что они живут новым благочестием — благочестием Христа. Отсюда и появилось название монашеской конгрегации, которая организовывала школы, богадельни и госпитали.

Джон Уиклиф.

Культ также претерпел изменения: появлялись индивидуальные мессы, которые верующие заказывали для себя и своих близких в отдельных капеллах. Храмовые пространства в 14−15 столетиях заполняются капеллами, которые посвящались знатным семействам и их представителям. Отсюда и шаги к индивидуализации религиозного сознания европейца: он искал свой особый путь (в рамках церкви) к спасению.

Часовник Герта Гроте.

Приближение 1500 года обострило апокалиптические переживания человека позднего Средневековья. Народная культура веры очень ярко отразила этот момент: проповеди на сельских площадях о Судном дне и покаянии были очень популярны в ту эпоху. Отличный пример — проповеди Джироламо Савонаролы. К тому же стала активно практиковаться борьба с нечистой силой — охота на ведьм. Дьявола хотели победить в земной жизни и уличить силы тьмы. В данном случае следует вспомнить процесс Жанны Д’Арк, чья жизнь находилась под пристальным изучением титулованных прелатов церкви. Покаяние становится залогом спасения христианина. Отсюда вполне объяснимым видится появление общин кающихся адорантов и акзольтантов, которые занимались самобичеванием.

Религиозное общество позднего Средневековья жило неспокойно. Церковь с этим явно не могла совладать: спрос на уровне пасторской деятельности не был удовлетворён. Институт не поспевал за общественным развитием и становился всё более оторванным от своей паствы. Высшие эшелоны церковной власти не считали нужным думать о таких проблемах внутри организации. Системный кризис церкви был очевиден.

Немецкий гуманизм: Эразм Роттердамский и влияние на Реформацию

Несмотря на бесспорно христианскую традицию, гуманизм шёл в сторону научного оформления своих целей и задач. Применение ученого инструментария к философским и этическим вопросам так или иначе привело гуманистов в плоскость богословских проблем. В этой связи одним из первых мыслителей был Эразм Роттердамский, который отразил в своих трудах противоречия христианского гуманизма.

Великолепный знаток античной культуры вывел формулу, которая гласила, что «разум оправдывает веру». Его главное произведение — «Оружие христианского воина» 1501 года. Именно в нем Эразм утверждает, что чем больше верующий знает, тем ближе он подходит к идее существования творца вселенной.

Портрет Эразма Роттердамского работы Альбрехта Дюрера, 1526

Но дальнейшие шаги «главного гуманиста» Северного Возрождения произвели заметный и очень противоречивый эффект в позднесредневековом обществе. В 1515 году Эразм Роттердамский опубликовал перевод Нового завета с греческого языка. По его мнению, «Вульгата» изобиловала ошибками и погрешностями. Перевод оказался популярен в среде интеллектуалов, церковь же, напротив, негативно отнеслась к нему.

Конфликт гуманистов и церкви был неизбежен: первые, будучи глубоко верующими людьми, противоречили доктрине вторых, применяя научные методы в богословских вопросах.

Со временем появились масса факторов, сделавших Реформацию возможной. В данной ситуации должны были появиться фигуры, которые предложили бы объяснение накопившихся проблем и противоречий религиозной жизни Европы. Именно таким человеком стал Мартин Лютер.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится