«Пасхальные яйца» в живописи: картины и фрески великих мастеров с загадками
545
просмотров
В некоторых странах на Пасху хорошим детям волшебный заяц оставляет в укромных местах пасхальные яйца, которые еще надо суметь найти, чтобы порадоваться собственной смекалке. По аналогии с этой праздничной традицией «пасхальными яйцами» стали называть скрытые намеки, шутки и загадки в книгах, фильмах и даже в компьютерных играх и программах. Среди художников тоже есть любители проверить нашу внимательность. Итак, берем свои корзинки для находок и смотрим в оба!

Джотто: дьявол в деталях

Джотто: дьявол в деталях Смерть и вознесение Святого Франциска. Легенда о святом Франциске Джотто ди Бондоне 1300

Джотто расписал базилику Святого Франциска еще в XIII веке, а дьявола в облаках на одной из фресок нашли только три года назад, в 2011-м. Хулиганскую шутку разглядели реставраторы, приблизившиеся вплотную к сцене, изображающей смерть Святого Франциска.

Облака, как положено, изображены под сводами церкви, так что, если смотреть на фреску, стоя на полу, в ней нет ничего возмутительного. Но стоило вооружиться стремянкой — и справа в завитках облаков обнаружился профиль с крючковатым носом, хитрой ухмылкой и даже рогами.

Искусствоведы пытаются оправдать Джотто. Говорят, художник, скорее всего, не собирался оскорблять верующих, вводя нечисть в храм, а всего лишь поиздевался таким образом над каким-то своим недругом, придав дьяволу его черты. Такое мелкое хулиганство — обычное дело для великих художников. Вспомним, например, Микеланджело.

Микеланджело: приличия ради

Микеланджело: приличия ради

Расписывая Сикстинскую капеллу, Микеланджело не злоупотреблял одеждой для своих персонажей. Бьяджо да Чезена, церемонимейстер папы Павла III, по заказу которого художник изображал «Страшный суд», возмутился: мол, голые люди уместны в бане, а не в храме. В отместку художник поместил на своей фреске и Чезену, в образе царя Миноса с ослиными ушами. И уж его-то срамные места он не просто прикрыл: гениталии Миносу-Чезене откусывает змея.

… Еще и умом отличался!

… Еще и умом отличался! Потолок Сикстинской капеллы Микеланджело Буонарроти 1512

Не только мстительные шалости можно обнаружить в Сикстинской капелле. Так, на потолке в сцене сотворения Адама доктора и биологи склонны видеть подробнейшую схему строения человеческого мозга — смотрим на бога в окружении ангелов. Профессор Крымского медуниверситета Константин Ефетов посвятил целую книгу загадкам фресок Микеланджело. Он утверждает, что человеческий мозг художник расписал в деталях и приводит такую схему:

На другой фреске в капелле — «Сотворение светил и планет» — Ефетов увидел анатомически подробное изображения женских и мужских гениталий.

Сотворение светил и планет Микеланджело Буонарроти 1512

Но, кажется, это тот случай, когда лучше поверить доктору на слово и воздержаться от публикации сравнительной таблицы. Скажем только, что репродукцию надо рассматривать вверх ногами, а подтекст искать в драпировках на выделенных участках.

Но вернемся все же к голове. Двое американцев — нейрохирург Рафаэль Тамарго и медицинский иллюстратор Йен Сук — тоже нашли изображение мозга в Сикстинской капелле. Правда, уже на другой фреске — «Отделение света от тьмы». Микеланджело отлично знал анатомию человека и достоверно воспроизводил ее в своих работах, а тут у бога какая-то странна шея. Доктор Тамарго присмотрелся и понял: это ствол головного мозга в месте его соединения со спинным мозгом.

Зачем это все? Микеланджело переутомился и забыл, что иллюстрации ему заказали к Библии, а не к учебнику биологии? Возможно, гениталии и мозг — это символы оплодотворяющего и одухотворяющего начал в природе человека — другими словами, земного и божественного, получаемого от родителей и с небес.

Пролетая над гнездом искусства

Пролетая над гнездом искусства

«Мадонна со Святым Джованнино», авторство которой приписывают Доменико Гирландайо, создана в XV веке и сейчас находится во флорентийской ратуше Палаццо Веккьо. В правом верхнем углу — невразумительное пятно. Но принять его за помарку невозможно, если обратить внимание на крошечных мужчину с собакой, стоящих на холме за плечом Мадонны. Их изумленные позы не оставляют сомнения: они рассматривают летающую тарелку. Да и крупный план работает на эту версию: увеличив пятно, мы увидим, что от него во все стороны исходят лучи. И вообще, в средние века НЛО на картинах не были редкостью.

Гольбейн: картина со спойлером

Гольбейн: картина со спойлером Послы (Портрет Жана де Дентевиля и Жоржа де Сельва) Ганс Гольбейн Младший 1533

А вот еще одно пятно — оно покрупнее летающей тарелки, но все равно бессмысленное. Это если смотреть на него анфас, зато если отойти подальше и взглянуть на профиль…

Если правильно передвигаться по выставочному залу с «Послами» Гольбейна в Лондонской национальной галерее, вас ждет настоящий спектакль — короткий, но мощный.

Сначала стоит полюбоваться изображенными на полотне послами и атрибутами их безбедной и, возможно, даже счастливой жизни. А потом, уже покидая зал и отойдя от картины метра на два-три, бросить на нее взгляд снова: в этот раз надо подойти поближе к стене, на которой висят «Послы». Но теперь никаких послов вы там не увидите. Пятно превратится в череп и заслонит собой всю картину, предсказывая финал любой человеческой жизни.
Этот трюк с искажением форм (анаморфозом) придумал еще Леонардо, а Гольбейн использовал его наиболее впечатляющим образом.

Леонардо: орел или решка – все по Фрейду!

Леонардо: орел или решка – все по Фрейду! Мадонна с младенцем и Святой Анной Леонардо да Винчи 1510

Иногда, чтобы разглядеть скрытые смыслы, мало быть внимательным зрителем, хорошо бы иметь диплом психоаналитика. А в идеале — быть Зигмундом Фрейдом. Отец психоанализа посвятил целое эссе детским воспоминаниям Леонардо да Винчи.

Поскольку уложить художника на кушетку возможности у Фрейда не было, в качестве базы для своих умозаключений он использовал знаменитое полотно «Святая Анна с Девой Марией и младенцем», хранящееся в Лувре.
В сизых одеждах Мадонны Фрейд разглядел силуэт коршуна. А дальше — долго ли умеючи — чего только не нашел в этой птице. И тоску художника по матери, с которой его разлучили в возрасте пяти лет, и отсутствие отца в раннем детстве, и — бинго! — подтверждение гомосексуальности.

Тайная вечеря: имеющий глаза… да услышит

Если булочки и руки апостолов принять за ноты, а в диапазоне их размещения на фреске «Тайная вечеря» мысленно нарисовать нотный стан — можно сыграть мелодию, зашифрованную Леонардо да Винчи: получается короткий, но драматичный реквием. Открытие сделал итальянский композитор Джованни Мария Пала. Играть, правда, надо справа налево, но так в дневниках велел сам художник.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи 1498

Боттичелли: а музыка звучит

«Тайная вечеря» — не единственное произведение изобразительного искусства, которое можно не только смотреть, но и слушать. Есть мнение, что у боттичеллиевской «Примаверы», и без того сотканной из символов и аллегорий, в основе композиции — не повествование с крепким сюжетом, а музыкальный ритм. Картину советуют читать и играть тоже справа налево, воспринимая группы персонажей как аккорды.

Весна (Примавера) Сандро Боттичелли 1485

Ван Эйк: художник в зазеркалье

Пресловутое сходство с российским президентом в качестве «пасхального яйца» художник нам вряд ли оставлял. Эта «красота» — исключительно в глазах смотрящих. Зато прямо в центре картины «Чета Арнольфини» он оставил роскошный автограф: «Ян ван Эйк был здесь».

Портрет четы Арнольфини Ян ван Эйк 1434

Странное место и странная многословность в подписи? Все легко объясняется, если заглянуть в зеркало, над которым начертан этот текст, достойный какой-нибудь попсовой достопримечательности и кресла на футбольной арене.

В зеркале отражается еще пара персонажей. Чета Арнольфини, скорее всего, запечатлена в момент вступления в брак — и у них должны быть свидетели. Вот они-то и угодили в зеркале. И один из свидетелей — сам художник, который приятельствовал с женихом.

Вечная головоломка: таблица Брейгеля по лингвистике

Вечная головоломка: таблица Брейгеля по лингвистике Фламандские пословицы Питер Брейгель Старший 1559

Расшифровано уже больше 112 голландских пословиц, проиллюстрированных на этом густонаселенном полотне. Они изображены буквально, но узнать все не так просто — некоторые уже исчезли из языка, так что поиски закончатся не скоро.

Пословицы проиллюстрированы буквально. Принято говорить «гадит на мир» — персонаж на картине справляет нужду на глобус (см. игрока в карты в верхнем левом углу).

Приведем лишь несколько пословиц — актуальных и по нынешним временам, но при этом не самых скабрезных:

1. Тут селедка не летает (не все в жизни бывает так, как тебе хочется).
2. Сидеть в пепле между табуретками (быть крайне нерешительным).
3. Кур щупать (то же, что «делить шкуру неубитого медведя»).
4. Вывешены ножницы (ясно, что тут обман).
5. Кто-то стрижет овец, а кто-то — свиней (у одного есть преимущества, а у другого — нет).
6. Крыть крышу пирожными (быть вопиюще богатым, строить дворец в Межигорье).

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится