Павел Дмитриевич Корин (Pavel Dmitriyevich Korin; 25 июня 1892 — 22 ноября 1967 гг.) — известный русский художник ХХ века, выдающийся мастер портретной живописи. Павел Корин также был искусным пейзажистом и реставратором картин, на протяжении многих лет он коллекционировал иконы и занимался преподавательской работой. За огромный вклад в отечественное изобразительное искусство живописец был удостоен звания Народного художника СССР, награжден Сталинской и Ленинской премиями. Лучшие шедевры творчества мастера сегодня хранятся в музеях России, а его биография насыщена интересными событиями.
Павел Корин создал немало прекрасных произведений искусства, но его главная картина так и осталась незавершенной. 34 года он работал над масштабным шедевром «Реквием. Русь уходящая», сделав десятки этюдов и портретов основных персонажей. Однако белоснежный гигантский холст размерами 4,5 х 10 метров, натянутый на подрамник, так и остался нетронутым кистью.
Биография Павла Корина
Павел Корин появился на свет 25 июня 1892 года в деревне Палех Владимирской губернии в семье иконописца. Когда мальчику исполнилось 5 лет, скоропостижно скончался его отец и все заботы по воспитанию сына легли на плечи матери. Павел с раннего детства любил рисовать и уже в возрасте одиннадцати лет он устроился помощником в мастерскую к местному иконописцу Стягову.
Корин оказался очень способным учеником и быстро освоил основы живописи под руководством опытного учителя. А в 1907 году его по рекомендации Стягова приняли на обучение в иконописную школу при Донском монастыре в Москве. Здесь юноше посчастливилось встретиться со знаменитым художником Михаилом Нестеровым, который на долгие годы стал для него влиятельным покровителем и мудрым наставником.
Вскоре Павел начал делать копии картин Нестерова, а позже вместе с ним трудился над созданием фресковых росписей в московских храмах. По завершении обучения в иконописной школе в 1912 году Корин поступил в художественное училище, которое окончил с отличием четыре года спустя и уехал в Ярославскую губернию для изучения и реставрации старинных фресок в православных церквях.
После Февральской революции 1917 года молодой художник переехал в Москву и поселился на Арбате, обустроив в небольшом чердачном помещении собственную мастерскую. Павел Корин никогда не интересовался политикой и был верующим человеком, поэтому после прихода к власти большевиков ему пришлось сделать сложный выбор между эмиграцией или работой в условиях тоталитарного режима. Живописец отказался покинуть Родину и устроился на преподавательскую работу во ВХУТЕМАС, чтобы пережить голодные годы Гражданской войны. В 1923 году Корин совершил поездку по городам северных регионов России, после чего вернулся в столицу и устроился на работу инструктором в один из московских музеев. А спустя три года он женился на Прасковье Петровой, с которой прожил в счастливом, но бездетном браке до конца своих дней.
В условиях активно развернувшейся в СССР кампании по борьбе с религией художник полностью переключился на нейтральный пейзажный жанр и вскоре несколько его работ были куплены правительством для Третьяковской галереи. Это событие ознаменовало собой официальное признание творчества мастера со стороны Советской власти и открыло перед ним новые перспективы. Корин начал писать портреты знаменитых соотечественников и вскоре познакомился с Максимом Горьким, который организовал для него краткосрочную поездку в Италию за счет государства.
Покровительство знаменитого пролетарского писателя помогло Павлу Дмитриевичу устроиться на должность начальника реставрационного цеха в Пушкинский музей Москвы. Корин оказался очень умелым руководителем и приложил немало усилий для спасения старинных картин. Кроме того, он создал целый ряд фресок в стиле соцреализма для административных зданий.
После Великой Отечественной войны Павел Корин получил новое масштабное задание от городской власти Москвы. Ему было поручено возглавить проект по созданию мозаичных панно для столичного метрополитена. Художник лично разработал эскизы нескольких станций, на основе которых были изготовлены масштабные декоративные украшения переходов и залов ожидания с изображениями видных исторических деятелей и эпохальных событий.
Авторитетный мэтр живописи до конца жизни работал в своей мастерской, создав множество картин исторического и портретного жанров. После смерти Сталина он наконец смог выезжать за границу и в составе официальных культурных делегаций побывал в нескольких зарубежных странах. Незадолго до смерти художник был награжден орденом Ленина в знак признания выдающихся заслуг перед советским искусством, а 22 ноября 1967 года Павел Корин отошел в вечность в возрасте 75 лет.
Самые известные картины Павла Корина
Великий мастер отечественной живописи оставил потомкам сотни уникальных произведений. Но самыми известными картинами Павла Корина считаются:
- «Реквием. Русь уходящая» (1925-1959) — шедевр, работе над которым художник посвятил более 30 лет своей профессиональной карьеры. Автор несколько раз перерабатывал исходный композиционный замысел, лично подготовил огромный холст, но так ни разу и не коснулся его кистью, а многочисленные этюды и финальный эскиз этого произведения сегодня хранятся в Третьяковской галерее.
- Триптих «Александр Невский» (1942) — масштабная картина, написанная автором в годы войны по поручению Комитета по делам искусств. Наиболее известной широкому зрителю является центральная часть триптиха с изображением Александра Невского, гордо опирающегося на меч.
- «Портрет А. М. Горького» (1932) — работа, в которой великий русский писатель предстает перед нами в образе уставшего от жизни старика в темном пальто на фоне итальянского пейзажа. Автор написал эту картину в знак признательности Горькому за помощь в организации его зарубежной поездки.
- «Портрет маршала Г. К. Жукова» (1945) — работа, созданная автором вскоре после Великой Победы советского народа над фашизмом. Знаменитый маршал изображен на картине в парадном мундире, увешанном многочисленными ратными наградами.