О родителях Марии Волконской
Мария Николаевна родилась в очень знатной и, как бы сейчас сказали, популярной, известной и даже знаменитой семье. Она была дочерью героя, прославившегося на полях битв во время войны с Наполеоном. Николай Раевский был не только генералом и «звездой балов», но и заботливым отцом, души не чаявшем в своей дочери.
Мать Марии, Софья Алексеевна, не могла похвалиться наличием «голубой крови». Но она являлась внучкой Ломоносова. Возможно, что именно гены дедушки передались Марии и благодаря им она проявила недюжинное упрямство, отправившись в ссылку вслед за своим супругом.
Как она выглядела?
Внешность у госпожи Волконской была достаточно специфической. Согласно описаниям современников, она была смуглой, обладала черными вьющимися волосами и очень яркими, «живыми» глазами.
Невысокого роста, с коренастой фигурой и, как бы сейчас сказали, с весьма «плотным» телосложением, но и со стройностью, Мария совершенно не была похожа на типичную русскую дворянку. Впрочем, это не мешало ей покорять мужские сердца, а, наоборот, помогало. Внешность женщины больше походила на молдавскую или цыганскую, а не на славянскую. Разумеется, благодаря этой особенности, оказавшись на балу, она тут же обращала на себя внимание всех мужчин.
В Марию был влюблен Пушкин, впрочем, безответно. Среди ее поклонников было немало военных и государственных служащих. К примеру, руки Марии просил Густав Олизар, киевский губернский маршал (предводитель дворянства). Он получил отказ, а через несколько лет посватался к младшей сестре Марии, Елене. Но девушка упросила отца не выдавать ее замуж за этого человека.
Какой она была?
Марию нельзя назвать русской женщиной не только из-за ее весьма специфической внешности, но и из-за ряда других качеств, о которых деликатно не упомянул поэт Некрасов, прославивший «подвиг декабристок» в одной из своих поэм. Поэма «Русские женщины» представила Марию Волконскую не только бесконечно влюбленной в мужа красавицей, но и патриоткой, а также девушкой, готовой переносить лишения.
Между тем Мария почти не понимала русский язык. Она с младенчества была окружена французской и английской речью. Фактически, родным языком для нее был французский, английским она владела очень хорошо, а по-русски разговаривала с большими затруднениями и с очень сильным акцентом.
Образование она получила домашнее, гуманитарное. Мария была великолепной пианисткой, превосходно пела. Она увлекалась литературой и историей, обожала итальянскую музыку, а к живописи была равнодушна. Мария пробовала писать, но делала это исключительно по-французски. На этом же языке она вела и личную переписку.
Как она вышла замуж за Волконского?
Как правило, если речь заходит о том, как Мария вышла замуж за Сергея Волконского, сразу же представляется «любовь с первого взгляда». Но на самом деле все было куда как более прозаично и совершенно не романтично.
В 1824 году семья Раевских оказалась на пороге разорения. Дела шли настолько плохо, что спасти их от нищеты могло только чудо. И оно случилось. В первых числах августа руки Марии попросил князь Сергей Волконский. Причем сделал он это не сам, а через посредника, в роли которого выступил генерал-майор Михаил Федорович Орлов. Разумеется, Раевские тут же согласились.
Таким образом положение дел семьи было улучшено, нищета перестала им грозить, а Марии было обеспечено достойное будущее. Ни о какой «большой, чистой и светлой любви» речи не было, брачный союз был обыкновенной деловой сделкой, выгодной обеим сторонам.
Как началась их совместная жизнь?
О помолвке объявили 5 августа, а уже 11 января 1825 года праздновали свадьбу в Киеве. Удивительная поспешность, граничащая с неприличием, – именно так восприняли в обществе столь короткий срок между помолвкой и венчанием.
Медовый месяц новоиспеченные супруги провели в Гурзуфе. Вероятно, что между ними все же проскочила пресловутая искра, поскольку в последующие за свадебным путешествием три месяца муж и жена не расставались.
Но существуют свидетельства современников, говорящие о том, что согласия и взаимопонимания между ними не было. Например, Щеголев описывал их взаимоотношения так: «Мы знаем, что духовной, интимной близости не было ни между женихом и невестой, ни между мужем и женой». Сама же Мария в письмах к родным постоянно жаловалась на супруга, утверждая, что он резок и несносен.
Но, согласно пословице, «милые бранятся – только тешатся». Ведь вряд ли бы Мария отправилась в ссылку вслед за супругом, который был бы ей сильно неприятен.
Что предшествовало отъезду в ссылку?
Как это ни парадоксально, но Мария Николаевна понятия не имела о том, что случилось 14 декабря. Незадолго до этого Сергей увез беременную жену в имение Раевских, находящееся под Киевом. Она знала только о том, что перед их поездкой арестовали друга Волконского, Пестеля, нередко бывавшего у них в гостях.
Марии ничего не говорили о происходящем из-за ее самочувствия. Последние месяцы беременности дались ей невероятно тяжело. 2 января 1826 года на свет появился сын Волконского, Николай, а сама Мария слегла после родов. Болела она пару месяцев. Конечно же, Марию интересовало то, почему мужа нет рядом. Отец отвечал на ее вопросы односложно, говорил, что князь в Молдавии и не может приехать.
И только в марте ей стала известна правда. Узнав о случившемся, Мария написала мужу: «Я узнала о твоем аресте, милый друг. Я не позволяю себе отчаиваться… Какова бы ни была твоя судьба, я ее разделю с тобой, я последую за тобой в Сибирь, на край света, если это понадобится, — не сомневайся в этом ни минуты, мой любимый Серж. Я разделю с тобой и тюрьму, если по приговору ты останешься в ней». Разумеется, письмо было на французском языке.
Вместе с новорожденным сыном Мария отправилась в Петербург. Остановилась в столице она у тетушки, графини Браницкой.
Отъезд в ссылку и жизнь в Сибири
Мария сдержала свое обещание, данное в письме супругу. Она последовала за ним «на край света», невзирая на противление этому родственников и осуждение ее решения в свете.
Однако, Мария вовсе не терпела лишения и «не спускалась к мужу в шахту, чтобы поцеловать его кандалы». Это было только в произведении Некрасова «Русские женщины». Впрочем, Некрасов был поэтом, а не историком, поэтому не был обязан следовать фактам.
Мария Волконская вела в Сибири жизнь великосветской дамы. Она была первой красавицей, законодательницей мод и образцом для подражания. То есть, фактически она являлась «светской львицей».
Но это никоим образом не принижает ее поступок и не делает его менее героическим. Мария Волконская – удивительная женщина, которая не просто разделила с супругом его судьбу, в буквальном смысле сдержав данную у алтаря клятву «быть вместе и в горе, и в радости». Она стала примером для подражания, благодаря ее упрямству и решительности остальные «декабристки» отправились в Сибирь.