Поиски счастья Даниила Хармса: как писатель искал идеальную женщину, и что из этого вышло
591
просмотров
Он отличался особенной непохожестью на остальных и казался даже странным. Впрочем, наверняка многие талантливые люди этим и отличаются от обычных людей. Но что особенно удивляло современников Даниила Хармса, так это его отношение к женщинам. Его с полным правом можно было назвать страстным любителем представительниц прекрасного пола. Он словно всю жизнь искал свой идеал и даже вёл записи в специальной книжке о том, насколько соответствует эго требованиям та или иная женщина.

Самая большая любовь

Самая большая любовь Даниил Хармс.

Эта женщина была, по воспоминаниям современников, самой большой любовью Даниила Хармса. Именно ей он посвятил множество своих стихотворений, которые написал с 1925 по 1932 год. И даже поэма «Гвидон», написанная спустя год после расставания Хармса с Эстер Русаковой, имела посвящение уже бывшей его жене.

Они познакомились в 1924 году, когда Эстер уже была помолвлена с другим мужчиной, Михаилом Черновым, ставшим вскоре её мужем. Но взаимная страсть не оставила им шансов. Хармс был влюблён и надеялся, что они смогут быть вместе. В 1927 году девушка развелась с мужем, и у Хармса появилась надежда, но ему хватало малейшего повода для обвинений возлюбленной в невнимательности к его персоне. Он вдруг решил, будто Эстер приносит несчастья и видел этому подтверждения во всём. Он находил девушку чуждой ему и одновременно с тем не находил в себе сил расстаться с нею.

Эстер Русакова.

В начале марта 1928 года Даниил Хармс стал законным мужем Эстер Русаковой, но долгожданного облегчения это ему не принесло. Он ревновал супругу к бывшему мужу, подозревал её в несуществующих романах и, стараясь сделать ей больно, намекал на свою симпатию к другим женщинам.

Какое-то время они ещё находили компромисс в отношениях, но у Даниила Хармса уже в конце первого года их совместной жизни появились новые фаворитки. Эстер же признавалась в любви к нему, но сама подала на развод, предложив мужу остаться добрыми друзьями. Она видела, насколько супруг стал тяготиться её обществом, пообещала любить его вечно и освободила от любых обязательств.

Даниил Хармс. Автопортрет, 12 марта 1924 г.

Они ещё какое-то время встречались, но Хармс, в отличие от Эстер, вёл довольно свободную жизнь, заводил по несколько романов одновременно, но продолжал думать о бывшей жене. И даже, как говорит легенда, отдал ей новенькие туфли своей второй супруги Марины Малич, ведь, кроме него об Эстер некому было позаботиться.

Правда, когда всю семью Русаковых вместе с Эстер арестовали в 1936 году, а затем обвинили в троцкистских симпатиях, приговорив к лагерям, писатель не слишком горевал. Он лишь поблагодарил судьбу за своевременный развод и в очередной раз убедился в том, что Эстер несёт с собой одни несчастья. Эстер Русакова погибла в 1938 году на Колыме.

Череда романов

Череда романов Даниил Хармс.

После развода с Эстер Русаковой в жизни Даниила Хармса началась череда сплошных романов. Он безудержно влюблялся, разочаровывался и снова пылал страстью. У него были отношения со служанкой его сестры, затем появилась Раиса Полякова. И он снова писал письма, обещал, что будет любить её на протяжении семи лет, как любил Эстер.

После возвращения из первой ссылки в 1932 году у него возник непродолжительный роман с Рене О'Коннель-Михайловской. Она была старше Хармса на семь лет, имела двоих детей и покорила писателя своей приветливостью и нежностью.

Даниил Хармс. Портрет работы Алисы Порет. 1939 год.

Дальше были головокружительные отношения с художницей Алисой Порет, с которой писатель познакомился ещё в 1928 году, но тогда их общение основывалось на совместной работе и лёгкой дружбе. Они неустанно подшучивали друг над другом, устраивали розыгрыши и веселились. Хармс писал Алисе из ссылки, но ответов на свои послания не получал, а после возвращения всё же сумел добиться от художницы ответа на свои чувства. Правда, неизвестно, шла ли в этом случае речь о любви, но о женитьбе на ней писатель всерьёз задумывался.

Известен случай, когда художница вдруг сделала неправильное ударение в каком-то слове, чем очень огорчила писателя. Он тогда сказал, будто в его записной книжке раньше ставил Алисе одни только плюсы, но вот теперь поставит ей первый минус. Как оказалось, такая книжка действительно существовала, и минус напротив имени Алисы действительно появился.

Алиса Порет.

Но у Алисы Порет хватало поклонников, и в результате она выбрала не Хармса, а художника Павла Снопкова. Но и Даниил Иванович к тому времени уже охладел к ней, а в его дневнике появилась запись о том, что он рад замужеству Алисы, ибо чувства его остыли в тот уже момент, когда он добился того, чего обычно «хотят мужчины от женщины».

Неожиданный брак

Неожиданный брак Даниил Хармс. Портрет работы В. Гринберга, 1941 г.

В июле 1934 года Даниил Хармс неожиданно женился на Марине Малич. Неожиданно потому, что до этого он встречался с её кузиной Ольгой. Но после знакомства с Мариной увлечение Ольгой отошло на второй план, и вскоре писатель уже привёл Марину в ЗАГС. При этом он сам рекомендовал супруге оставить свою девичью фамилию, дабы не подвергать её опасности. Он чувствовал, как над ним сгущаются тучи, и хотел, чтобы Марину не тронули после его ареста, который был неотвратим.

Их семейная жизнь поначалу была очень счастливой. Он называл её Фефюлькой и посвящал свои стихи, а Марина с удовольствием откликалась на все идеи Хармса, принимала участие в розыгрышах и, кажется, была готова на всё ради супруга. Даже то время, когда они жили впроголодь, казалось ей не таким ужасным, чем период, когда она узнала о неверности мужа.

Марина Малич.

Однажды на показе мод, куда они вместе отправились, Марина Малич с удивлением обратила внимание на отношение женщин к её мужу. Они обнимали его, сидели на коленях, целовали, совершенно не тяготясь присутствием его супруги, которая тихонько плакала в уголке.

После муж и сам признался ей в романе с её же кузиной Ольгой, предварительно взяв с Марины обещание не подавать виду, будто ей что-то известно о её романе. Дальше были увлечения разными женщинами, и Марина знала почти обо всех. Часто, приходя домой, она стучала в дверь комнаты и ждала от мужа разрешения войти. А он мог и не разрешить, так как в это время был с другой. И тогда он говорил Марине подождать 10-15 минут, пока он не «освободится».

Даниил Хармс на балконе Дома книги.

Начиная с 1937 года у Хармса было множество «параллельных романов», и супруги стали поговаривать о разводе. Но деваться Марине было особенно некуда, она продолжала жить с мужем, а однажды едва не покончила с собой. Она хотела завершить жизнь, как Анна Каренина, но не нашла в себе сил броситься под поезд, только несколько часов провела, глядя на проходящие мимо поезда.

Хармс писал в то время о том, что продолжает любить жену, но добавлял при этом: «Как ужасно быть женатым!». Ведь от своих «параллельных романов» он вовсе не собирался отказываться. Он всё искал и не находил ту единственную, отношения с которой заставили бы Хармса отказаться от внимания других женщин.

Марина Малич.

Марина оставалась с ним до того самого дня, когда его арестовали в августе 1941 года, носила затем ему передачи в тюрьму, а в феврале 1942 получила известие о смерти супруга в психиатрической тюремной больнице. Тогда, оглушённая этой новостью, она посчитала дальнейшую свою жизнь совершенно бессмысленной.

Но жизнь приготовила для Марины Малич ещё много сюрпризов. Она была эвакуирована из Ленинграда в Пятигорск, где попала в оккупацию и была угнана в Германию, а после освобождения сказалась француженкой и перебралась во Францию. Там её ждала встреча с матерью и её супругом Михаилом Вышеславцевым, которого Марина Малич с чистой совестью увела у собственной мамы. От него она родила сына, а затем бросила и эмигрировала в Венесуэлу, где снова вышла замуж за Юрия Дурново. Ушла из жизни она в 89 лет.

Безумно странный человек по имени Хармс, бунтарь, не признающий никаких рамок и шаблонов. Одна из самых противоречивых фигур в русской литературе. Вокруг его персоны до сих пор возникают споры, одни считают его умалишенным, писавшим откровенную чушь, другие – гением. Он все делал наперекосяк, и жил, и писал - с вывертами и не по правилам. Абсурд, черный юмор, бред и эпатаж – это его стихия.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится