Проклятие памяти: древнеримское посмертное наказание.
257
просмотров
Алтарь Мира, Арка Севера, театры, монеты – везде в Древнем Риме были портреты правителей. Объявление врагом означало удаление и порчу этих портретов.

Процедура объявления врагом

По всей империи можно было видеть портреты правящего императора и членов его семьи. Они должны были быть доступны максимально большой аудитории. Их должны были видеть и рабы, простолюдины, и аристократы.

Но при смене власти изображения тоже могли исчезнуть. Это касалось прежде всего «плохих» императоров и проигравших в гражданской войне. Статую принцепса могли уничтожить. А могли изменить — наложить на статую голову или лицо победителя.

Первые примеры проклятия памяти относятся к эпохе Республики. Решение о посмертном осуждении и объявлении врагом (hostis) выносил Сенат. Имя осужденного вычеркивали из официальных списков, написанные осужденным книги подвергались изъятию и уничтожению. Права собственности и завещания подвергнутого этой процедуре также аннулировались. День рождения осужденного официально назывался плохим днем для Рима, а день смерти — наоборот праздником. Дом такого человека подлежал разрушению. Наконец, сенаторы могли запретить употреблять в роду осужденного преномен, который он носил.

После установления Принципата процедуре проклятия памяти стали подвергать императоров, членов правящего рода и людей, покушавшихся на императорскую власть.

Как правило, после процедуры проклятия статуи осужденного убирали из публичных мест. Их имена и титулы сбивали с официальных надписей и рельефов. Так, портреты Коммода были выбиты с рельефов, прославляющих его отца Марка Аврелия. Точно также были уничтожены портреты Геты, брата Каракаллы, и Плавтиана, тестя Каракаллы.

Портрет Нерона с отбитыми чертами лица.

К проклятию памяти примыкало посмертное очернение имени казненного. Оно предполагало увечье портретов осужденного человека. По словам Диона Кассия, жители Рима увечили статуи казненного командира преторианцев Сеяна. Плиний Младший вспоминает, как после свержения Домициана увечили его статуи.

В обоих случаях люди разрушали уши, глаза, носы и рты статуй. Этот обычай пересекается с обычаем калечить тела государственных преступников. Их трупам также отрезали части тела, отвечающие за органы чувств. В частности, были изувечены тела Сеяна, недолговечных императоров Гальбы и Вителлия, претендентов на власть Песцения Нигера и Клодия Альбина, узурпатора Макрина.

Римляне массово уродовали статуи императора Коммода после его гибели. Это было стихийной реакцией на известия об убийстве правителя. Массовыми осквернения статуй принцепсов стали в эпоху «солдатских императоров», когда в столице и провинциях одних узурпаторов свергали другие.

Монета, с которой соскоблено изображение Геты.

Около 120 портретов Калигулы, Нерона и Домициана получили новые лица и имена. Во II столетии н. э. этого не делали. В III веке н. э. такие случаи также были относительно редки. Например, портреты Гелиогабала были преобразованы в портреты его двоюродного брата и преемника Александра Севера. В IV веке н. э. эту традицию продолжили при Константине, некоторые портреты которого ранее были портретами Максенция. Портреты меняют также на рельефах, монетах и геммах. Примеры засвидетельствованы по всей империи.

Решение об официальном проклятии принимал Сенат. Мнение императора также учитывали, как это было в случае с Клавдием и его отказом проклясть память Калигулы.

Практика уничтожения имени осужденного императора в публичных надписях пережила Западную Римскую империю. Имя византийского императора Фоки (602−610) было сбито с надписей на установленной в честь него колонне на Римском Форуме.

Статуя Калигулы, переделанная в статую Клавдия.

В публичных надписях, например на арках, имя осужденного императора могли сбить и заменить на имя его преемника. Так вышло в частности с Коммодом, имя которого в одной из надписей было заменено на Септимия Севера.

Другим способом было частичное уничтожение имени, чтобы его по-прежнему можно было прочитать. Это действие стояло в одном ряду с увечьем статуй, и должно было показать отношение людей к осужденному правителю.

В истории Римской империи засвидетельствовано несколько десятков проклятий памяти. Остановимся на нескольких примерах.

Юлия Старшая — проклятая дочь Октавиана

Юлия Старшая была дочерью Октавиана и его второй жены Скрибонии. В разные годы она была женой людей из ближайшего окружения отца. Сначала она вышла за своего кузена Марцелла, после его смерти — за соратника отца Марка Агриппу. После его смерти — за Тиберия, пасынка Августа.

Дети Юлии и Агриппы были официальными наследниками деда, но умерли молодыми. Брак Юлии и Тиберия оказался несчастливым, супруги даже перестали жить вместе. Дочь императора была обвинена в супружеской измене и отправлена в изгнание из Рима. Август не захотел вернуть ее даже перед смертью. Как и бывший муж, унаследовавший императорскую власть. Юлия умерла меньше чем через год после воцарения Тиберия. Тацит прямо обвинял императора, что он «лишениями и голодом» довел ее смерти.

Хотя официально дочь Августа обвиняли в супружеской измене, настоящей причиной могло быть ее участие в заговоре против отца. После осуждения Октавиан лишил ее наследства и запретил хоронить в своем Мавзолее. Фактически он исключил дочь из своей семьи.

Портрет Нерона с отбитым носом.

Известно, что до осуждения в честь Юлии ставили статуи, ее имя прославляли в надписях. Сохранилось несколько греческих надписей, в которых говорится о том, что ее имя прославляли скульптурными портретами. Ее изображения вместе с сыновьями помещались на тессерах, монетах, обнаружилось ее изображение на ножнах меча. На выпуске монет, отчеканенном в Пергаме, дочь Августа называли «Юлией Афродитой».

Все эти свидетельства относятся к восточной части империи — Греции и Малой Азии. Возможно, там не следили так тщательно за уничтожением памяти о государственной преступнице. Но изображений Юлии в Италии не сохранилось. Ее нет даже в большой группе, изображающей Октавиана и членов его рода. Она включала изображение ее сыновей Гая и Луция, но изображение самой Юлии было оттуда изъято или отсутствовало с самого начала. Юлию нельзя найти и на Алтаре Мира, освященном до ее осуждения.

Император Калигула: осужден без процедуры

Калигула, его жена Цезония и дочь Друзилла были убиты заговорщиками-преторианцами 24 января 41 года н. э. Историк Дион Кассий добавляет к известному благодаря Светонию описанию жуткую деталь — убийцы отрезали и вкусили плоти убитого Цезаря.

Сенат хотел проклясть память императора-тирана, но новый император Клавдий наложил запрет. Также Клавдий запретил отмечать день убийства Калигулы как праздник.

Впрочем, Клавдий не собирался прославлять племянника и предшественника. Статуи Калигулы были убраны из публичных мест, решения отменены, а сам убитый император был похоронен не в Мавзолее Августа, а в императорских садах на Эсквилине. Это было демонстрацией отчуждения Калигулы от правящего рода. Также ранее обходились с запятнавшими себя членами династии — Юлией Старшей, матерью Калигулы Агриппиной Старшей и его братьями.

Клавдий не решился проклясть память предшественника не из любви к нему, а чтобы не ослабить позиции династии. Сразу после убийства Калигулы сенаторы обсуждали вопрос возрождения республики, проклятия памяти всего рода Юлиев-Клавдиев и уничтожения их храмов.

Клавдий предпочел компромисс. Он покарал убийц Калигулы и отказал в процедуре проклятия его памяти. Но память Калигулы была подвергнута проклятию на практике — статуи Калигулы удалили из публичных мест, а имя было вычеркнуто из надписей. На некоторых статуях лицо Калигулы было заменено на лицо Клавдия.

Обращение со статуями Калигулы стало образцом для подобных действий в дальнейшем. Сохранились статуи императора со следами разрушения. На лице одной статуи — следы ударов молотка, а ее глаза выбиты. Сохранились монеты, на которых сбиты портрет Калигулы и его личное имя Гай.

Иногда на монетах, отчеканенных при Калигуле, сверху выбито TICA (Tiberius Claudius Augustus) — имя нового императора.

Император Нерон — враг Рима

С телом Нерона обошлись милосерднее. Его сожгли, а прах поместили в усыпальницу Домициев — предков императора со стороны отца. Как в случае с Калигулой, ему не нашлось места в усыпальнице правящего рода.

Нерон был первым императором, которого Сенат официально провозгласил врагом, что означало уничтожение его портретов после смерти. Статуи императора свергли с постаментов сразу после его самоубийства. Уничтожение изображений Нерона началось при новом императоре Гальбе и продолжилось после утверждения у власти Веспасиана.

На острове Кос, например, археологи обнаружили бюст Нерона, который был выставлен на агоре. У портрета принцепса отбиты глаза, брови, нос, губы и подбородок. Некоторое время изувеченный портрет оставался на всеобщем обозрении, после чего его сняли и закопали недалеко от агоры.

Похожим образом был изувечен бюст императора, обнаруженный в Кальяри (Сардиния). Кроме того, на груди статуи было выбито слово victo (побежденному). Еще одну статую со сбитым лицом, которая предположительно изображала Нерона в образе Юпитера, нашли в Виченце около театра. Вероятно, она стояла в театре, была испорчена и затем убрана после его гибели. Результатом объявления Нерона врагом стало разрушение его портретов по всей империи.

Изображения Нерона на монетах также уничтожались. Сбивались и портреты принцепса, и сопровождающие их легенды. Иногда портили изображение, но оставляли имя, иногда уничтожали и то и другое. В основном, портреты и легенды сбивали на более дешевых монетах, не трогая золотые.

Опилий Макрин — неудачливый узурпатор

Об Опилии Макрине известно немного. О скудости и недостоверности источников о нем сокрушался его биограф Юлий Капитолин. Макрину приписывали рабское происхождение. Он, якобы, был до освобождения гладиатором. Возможно, эти слухи — часть процесса дискредитации Макрина после смерти.

Опилий Макрин был префектом претория (командиром преторианцев) императора Каракаллы. Во время похода в Парфию он организовал убийство своего господина и провозгласил императором себя и своего сына Диадумена.

Изувеченный портрет Макрина

Сенат признал Макрина, но править ему пришлось меньше года. Его противники в Сирии выдвинули другого претендента — Гелиогабала, родственника Каракаллы. После непродолжительной гражданской войны на Востоке Макрин и его сын проиграли и погибли. Когда новость об этом достигла Рима, Сенат объявил их врагами, что означало проклятие их памяти.

Со скульптурными портретами Макрина было тоже, что бывало со скульптурами других «врагов». Их уродовали с помощью молотов и зубил. Разрушали брови, глаза, нос, губы.

По приказу Сената уничтожались все портреты и надписи Макрина и Диадумена. Одна из почетных надписей в честь Диадумена была перенесена в отхожее место военного лагеря в Остии. Легионеры также уничтожили сочинения и имущество Макрина.

Поздний Рим: последние проклятия памяти

Одни из последних засвидетельствованных проклятий относятся к сыну Константина Криспу и жене Фаусте. Крисп был старшим сыном императора. Он был консулом вместе со сводным братом Константином. В 324 году н. э. молодой Крисп победил в морской битве противника отца Лициния. Через два года Криспа казнили, а память о нем начали уничтожать.

Сохранилось несколько незаконченных статуй Криспа (угадывается по характерной прическе), работу над которыми вероятно прервало проклятие его памяти.

Статуя Фаусты со сбитым носом.

Через два года была казнена и подверглась посмертному проклятию жена Константина Фауста. Ее обвиняли в любовной с связи с Криспом, но, скорее всего, это обвинение должно было скрыть ее участие в политическом заговоре.

В более поздний период сохранились свидетельства о проклятии памяти, но больше нет статуй со следами целенаправленного разрушения. В «Кодексе Феодосия», в частности, написано об уничтожении всех изображений казненного евнуха Евтропия, которого обвиняли в заговоре против императора Аркадия.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится