Раннехристианские мозаики базилики Аквилеи
906
просмотров
Из всех культурно-исторических мест Италии городок Аквилея (Aquileia итал.), как правило, не входит в число мест, обязательных для посещения туристами из России. Наших соотечественников влекут Рим, Флоренция или Венеция, а до Аквилеи, что расположена в регионе Фриули-Венеция-Джулия, к сожалению, пока добираются лишь единицы.

А между тем Аквилея — место уникальное, весь город по сути — одна сплошная археологическая зона, тут, что называется, где ни копни, везде найдешь следы пребывания в этом месте древних римлян.

Классический пример современного бытия Аквилеи: огород, рядом в курятнике кудахчут куры, по соседству — некрополь с древнеримскими саркофагами.

Город был основан римлянами в 181 году до нашей эры, а в эпоху цезарей Аквилея находилась на пике своего рассвета. В крахе Аквилеи повинен легендарный предводитель гуннов Аттила, в 458 году после длительной осады он взял город, и его армия разрушила здесь все, что было ей под силу. Пришедшие через более чем сто лет лангобарды довершили труды армии Аттилы и окончательно разорили некогда процветающий город.

На фото: базилика Аквилеи

Впрочем, даже того, что уцелело в Аквилеи после набегов варваров, хватит на целый археологический музей, он, кстати, и открыт в городе. Однако главное сокровище итальянского городка — местная базилика, которая носит очевидное название Basilica di Aquileia.

Уникальность базилики в том, что она представляет собой симбиоз романской и готической архитектуры. Первое здание базилики было построено в 313 году нашей эры, однако потом храм многократно перестраивали, в результате «современное» здание базилики можно датировать 1031 годом нашей эры. Тоже, согласитесь, древность вполне себе древняя.

На фото: мозаичный пол в Аквилеи

Главное сокровище базилики — сохранившаяся здесь гигантская напольная мозаика (около 760 метров), которая была создана в четвертом и пятом веках нашей эры.

На фото: мозаика базилики Аквилеи

Хотя самым главным «мозаичным» городом Италии считается Равенна, напольные мозаики базилики Аквилеи можно назвать даже более любопытными, потому что они представляют собой симбиоз раннего христианства и язычества, и, что немаловажно, мозаики Аквилеи не подвергались последующей доработке, как случилось с некоторыми мозаиками Равенны.

На фото: древние своды базилики Аквилеи
На фото: напольная мозаика Аквилеи

В Аквилие можно на живых примерах изучить, что представляла собой символика раннего христианства, а заодно понять насколько те символы, которыми мы оперируем сегодня, далеко ушли от тех, которыми пользовались христиане в четвертом и пятым веках нашей эры.

ЧЕРЕПАХА И ПЕТУХ

Черепаха и петух — два популярных персонажа мозаики Аквилеи. Сегодня нам это почти ничего не говорит, а вот в раннем христианстве петух считался символом Света или Христа и олицетворял победу света над тьмой.

Черепаха, напротив, считалась символом дьявола или же «князя мира сего», именно поэтому ее часто изображали рядом с монетами, ведь деньги — один из главных атрибутов дьявола, недаром в системе Таро карта Дьявола соотносится в том числе и с финансовым благосостоянием.

ПАСТЫРЬ

Пастух, держащий на плечах овцу, — раннехристианское изображение Христа. Вот так изображали Христа в четвертом веке нашей эры, немного непривычно, правда?

ВРЕМЕНА ГОДА

Портреты на полу базилики (мужчина в тоге, женщина и две девушки) — олицетворение четырех времен года.

Конечно, к христианству как таковому времена года отношения не имеют, однако считается, что изображения фруктов, цветов и птиц, относящиеся к весне, лету и осени, позже перекочевали в христианскую традицию и стали символами рая и божьего благословения, отсюда и выражение «райская птица». К чему в данном случае относятся корзины фруктов, историки до сих пор не определили.

КОРЗИНЫ, ПОЛНЫЕ ФРУКТОВ

Корзины, наполненные фруктами, в раннем христианстве считались символами победы над грехами, а в языческой традиции — дарами, которые преподносили богам люди.

РЫБЫ, ИОНА И МОРСКИЕ МОТИВЫ

Рыбы — очень многоплановый символ раннего христианства. С одной стороны, косяки рыб в раннем христианстве — символ рая. С другой стороны, изображение рыб принято связывать с фразой из Евангелие: «Идите за мной и я сделаю вас ловцами человеков».

Таким образом рыбы символизируют людей, услышавших благую весть, а рыбацкие лодки и ангелы, удящие рыбу, — символ церкви. Немного двусмысленно выходит, кстати.

Еще один персонаж мозаики Аквилеи — Иона, поглощенный китом. В раннем христианстве трехдневное пребывание Ионы в чреве кита считалось символом смерти и возрождения к новой жизни.

На фото: рыбы и морские гады, мозаика Аквилеи

НЕХРИСТИАНСКИЕ МОЗАИКИ В БАЗИЛИКИ АКВИЛЕИ

Впрочем, не все мозаики базилики Аквилеи наполнены символикой раннего христианства. Так напольная мозаика в левом крыле храмового комплекса никакого отношения к христианству вообще не имеет.

На фото: левое крыло базилики Аквилеи

Дело в том, что раньше на месте левого крыла базилики находился дом некого богатого римляна, который тоже любил изобразительное искусство, а потому украсил пол своего дома изображением лобстеров, собак, фруктов и овощей.

На фото: изображение собаки на напольной мозаике в левом крыле базилики
На фото: улитки — древнеримская мозаика в Аквилеи
На фото: изображение птицы в левом крыле базилики Аквилеи

Никакого глубокого смысла в этих символах искать не стоит, по сути это просто декоративное оформление жилого помещения.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится