Начало маршрута — знак «Нулевой километр».
Начальную точку, с которой отсчитывают дорожные расстояния, называют нулевым километром. В Российской империи точка отсчета дорог находилась в Санкт-Петербурге, на главном городском почтамте. Но в Москве расстояния принято было отсчитывать от Иверской часовни у Воскресенских ворот Китайгородской стены. Такая особенность связана с древней традицией: перед дальним путешествием москвичи приходили поклониться святыне, Иверской иконе Божией Матери. Они верили, что Богородица защищает путников в дороге.
Бронзовый знак «Нулевой километр» в Москве изготовили по проекту Александра Рукавишникова и установили в 1996 году. Он разделен на четыре сектора. В каждом из них расположены рельефные изображения животных, которые обитают в разных частях света. Север олицетворяют олень, сова и морской котик; запад — зубр, уж и глухарь; юг символизируют орел, дельфин и горный тур; а восток — кобра, тукан и тигр.
Слева от знака расположено здание конца XIX века. В нем раньше находилась Московская городская дума. Сейчас здесь работает Музей Отечественной войны 1812 года. Его экспозиция посвящена событиям Наполеоновских войн. Создать музей планировали еще в начале XX века, но долго не могли выбрать место и архитектурный проект. Позже планам помешали революция и война. В итоге музей открылся для посетителей только в 2012 году. В экспозиции представлены подлинные предметы — например, парадная сабля Наполеона Бонапарта и походная кухня французской армии. Здесь же хранятся живописные полотна русского художника-баталиста Василия Верещагина.
От нулевого километра идите в сторону Красной площади. Чтобы попасть туда, нужно пройти через Воскресенские ворота.
Ворота возвели в 1535 году. На протяжении многих веков они были главным парадным въездом на Красную площадь. Существовал старинный обычай, которого придерживались монархи: перед тем как въехать на площадь, они останавливались у Воскресенских ворот и молились в часовне Иверской иконы Божией Матери. Там их обычно встречали представители московского духовенства.
В надвратных помещениях в XVII веке работали мастерские Монетного двора. Там же располагались лаборатории Главной аптеки — ведомства, которое занималось охраной здоровья в Российской империи. Сейчас на их месте находятся отделы Исторического музея.
Пройдите через Воскресенские ворота. Слева от них расположен вход в Артиллерийский двор и палаты Монетного двора.
Красный, или Китайский, монетный двор открылся на Красной площади в 1697 году и проработал там 100 лет. До этого деньги чеканили на улице Варварке.
До наших дней от палат Красного монетного двора сохранилось только одно двухэтажное здание. Его можно увидеть, если войти в Артиллерийский двор. Палаты возводили в стиле нарышкинского барокко — направления, популярного в русской архитектуре на рубеже XVII–XVIII веков. Название стиля связано со старинным боярским и дворянским родом Нарышкиных, к которому принадлежала мать Петра I. Верхний ярус палат украшают резные белокаменные наличники, рельефы с растительными мотивами и горизонтальная лента фриза из цветных изразцов.
Здесь мастера чеканили монеты разного номинала из золота, серебра и меди. За свою историю Палаты успели побывать и тюрьмой: в XVIII веке в ней отбывали заключение предводитель крестьянского восстания Емельян Пугачев и писатель Александр Радищев — его осудили за произведение «Путешествие из Петербурга в Москву». После закрытия двора в корпусе оборудовали парадный зал.
Неподалеку от Артиллерийского двора расположен Казанский собор, который возвели на средства князя Дмитрия Пожарского. Собор построили в память об освобождении Москвы от польских интервентов. В храме находилась войсковая святыня народного ополчения — Казанская икона Божией Матери. С этим образом Пожарский отправился в бой в 1612 году. Горожане особенно почитали небольшой собор и дважды в год устраивали крестный ход к нему. В ансамбле площади он стал второй по значимости церковью после Покровского храма.
Подойдите к Государственному историческому музею. Парадный вход в него расположен со стороны Красной площади.
Государственный исторический музей открылся в 1883 году. Его основателями стали историк Иван Забелин и граф Алексей Уваров — археолог и коллекционер. По задумке ученых, в залах должны были располагаться памятники, характерные для каждой исторической эпохи — именно подлинные предметы, а не копии. Фонды пополнялись за счет археологических раскопок и даров меценатов. Первые экспонаты поступили в музей от самого Уварова: он передал коллекции, состоящие из древних каменных орудий и бронзовых предметов. Сейчас ГИМ — одно из крупнейших музейных собраний в России: в его коллекции хранятся около пяти миллионов предметов.
Главный архитектор Владимир Шервуд тщательно разрабатывал эскизы фасадов и перечерчивал их рисунки несколько раз. Оконные переплеты выполнили из прочной дубовой древесины. Двери в залах украсили по древнерусским образцам.
По задумке архитектора, строение должно было сочетаться по стилю с Покровским собором — памятником русского средневекового зодчества. Лицевую сторону здания украшают множество мелких деталей, похожих на кокошники и шатры.
Вдоль восточной стороны площади расположено здание ГУМа — Государственного универсального магазина.
Красная площадь была главным торговым центром Москвы. Точно неизвестно, когда здесь стали продавать разные товары, но первые упоминания о лавках вблизи Кремля относятся к концу XV века. В это время появилась система рядов: продавцы со схожими товарами собирались в одном месте. Именно здесь начали использовать первые ценники — до этого торговцы сами называли цену покупателям.
В конце XVI века появились первые каменные ряды. После Отечественной войны 1812 года и Московского пожара их перестроили, проектом руководил архитектор Осип Бове. А комплекс Верхних торговых рядов, который можно увидеть сегодня, построили по проекту Александра Померанцева. Над ним также работал инженер Владимир Шухов.
Государственный универсальный магазин — знаменитый ГУМ — возвели позже других крупных сооружений Красной площади. Во время конкурса проектов перед авторами поставили условие: облик здания должен соответствовать архитектуре других строений. Поэтому ГУМ построили в русском стиле, но без богатого декора. Александр Померанцев подчеркнул центральную часть фасада, а сдвоенные башни главного входа гармонировали с башнями Исторического музея.
От ГУМа перейдите к Лобному месту.
Впервые в письменных источниках Лобное место упоминается в середине XVI века. Царь Иван Грозный выступал тут перед народом. Позже на этом месте построили круглое возвышение, с которого объявляли государственные указы и приговоры осужденным преступникам. Именно здесь народу представляли наследника престола, когда тому исполнялось 16 лет.
Рядом с Покровским собором стоит памятник Минину и Пожарскому.
Памятник предводителям народного ополчения 1612 года стал первым монументом в Москве, герои которого — горожане, а не правители. Изначально он стоял в центре Красной площади, напротив входа в ГУМ. В 1931 году его переместили к Покровскому собору из-за реконструкции местности.
Скульптурную композицию создал монументалист Иван Мартос. Работа над ней началась еще во время Отечественной войны 1812 года. В 1816-м скульптуру высотой 4,5 метра отлили за один прием, что было новаторской технологией и для России, и для Европы. Для этого в 16 печах плавили 20 тонн бронзы в течение 10 часов. Весь памятник отлили за девять минут, а остывал он в течение пяти дней.
Скульптуру доставили из Петербурга в Москву по воде, путешествие длилось с мая по сентябрь 1817 года. Статую установили на пьедестал из красного гранита. Его украсили барельефами со сценами исторических событий: сбора ополчения в Нижнем Новгороде и освобождения Москвы от поляков. Памятник торжественно открыли в 1818 году.
Князь Дмитрий Пожарский представлен в композиции сидящим, рядом с ним стоит Кузьма Минин, он указывает на Москву. На голове князя — островерхий шлем, похожий на доспех древнерусских воинов. На его щите — образ Спаса Нерукотворного, который считался покровителем русских воинов.
После осмотра памятника подойдите к Покровскому собору.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву был самым высоким сооружением Москвы в XVI веке. Его заложили в 1555 году как обетный: Иван Грозный перед походом на Казанское ханство поклялся построить храм, если одержит победу. В 1561 году собор освятили в присутствии царя.
Историки до сих пор точно не установили, кто построил храм. Долгое время считалось, что возвели его русские мастера Барма и Постник. Но сейчас ученые отмечают, что архитектура собора перекликается с зодчеством Западной Европы. Здание построили из кирпича: для русских зодчих того времени это был новый и непривычный материал, но его хорошо знали итальянские мастера.
Изначально собор состоял из девяти церквей, восемь из них симметрично располагались вокруг центральной Покровской. Позже к основному объему пристроили нижнюю церковь в честь московского чудотворца Василия Блаженного. Со временем весь храм стали называть именем этого святого. В XVII веке пристроили еще одну нижнюю церковь, в которой поместили мощи блаженного Иоанна.
Главы собора стали разноцветными только в XVIII веке. По ним можно ориентироваться в сторонах света: бело-синяя указывает на север, а бело-красная — на юг. Сейчас в храме работает музей, во всех 11 его церквях воссозданы исторические интерьеры. Покровский собор находится под охраной ЮНЕСКО.
Пройдите в сторону Зарядья мимо Средних торговых рядов.
Средние торговые ряды — это комплекс зданий, возведенных архитектором Романом Клейном в конце XIX века. Клейн обратился к русскому стилю, популярному в то время. Окна второго этажа украшают арки, а декор фасадов напоминает русские терема XVII века. В помещениях торговых рядов находились фирмы, банки и юридические конторы. Техническое оснащение здания было на тот момент инновационным: в нем работали лифты и центральное паровое отопление.
Неподалеку от Кремля расположены старинные церкви и фрагмент стены Китай-города. Эту часть городского центра называли Зарядьем, то есть местом, расположенным за рядами торговых лавок. С XV века здесь строили усадьбы для знатных людей, которые прибывали на службу к московскому князю. До наших дней сохранилось только одно здание — палаты бояр Романовых на улице Варварке. Их несколько раз перестраивали, от здания XV века остались лишь подвалы и часть нежилого нижнего этажа — подклета. Первым хозяином усадьбы был приближенный Ивана Грозного — Никита Юрьев: он приходился дедом основателю династии Романовых царю Михаилу Федоровичу.