«Русский Картье» Иосиф Маршак: с кем не выдержал конкуренции сам Карл Фаберже
856
просмотров
Что первым приходит на ум, когда мы слышим эту фамилию – Маршак? Конечно, замечательные стихи и переводы советского поэта. Однако в конце XIX века никто не цитировал бы «вот какой рассеянный с улицы Бассейной». Имя Иосифа Маршака, «киевского Картье», когда-то звучало по всей Российской империи и ассоциировалось с роскошью, головокружительным успехом и невероятной любовью к своему делу…
Иосиф Маршак и одно из изделий ювелирного дома.

Надо сказать, что Иосиф Абрамович Маршак действительно приходился родственником Самуилу Яковлевичу Маршаку – двоюродным дядей. Он родился в бедной многодетной семье и в четырнадцатилетнем возрасте отправился в Киев, чтобы обучиться ювелирному искусству. Женился он в девятнадцать лет – избранницу звали Лия. Молодой семье постоянно не хватало денег, а ведь карьерные устремления Иосифа требовали немалых расходов. Сто рублей из приданого жены да заложенный в ломбард костюм – вот и весь «бюджет», потраченный на создание простенькой золотой цепочки...

Кольца с драгоценными камнями.

Однако спустя десятилетие, в 1878 году, Иосиф Маршак открыл в Киеве собственное ювелирное дело. Семейство, которое за эти годы обзавелось уже несколькими наследниками, переехало в большую квартиру на Крещатике. Имя Маршака гремело по всей стране, его изделия получали высшие награды на всемирных выставках в Европе и США… Его магазины открывались в Киеве, Полтаве, Харькове, Тбилиси, а чуть позднее появились в Москве, Петербурге и Варшаве.

Брошь-бабочка.
Брошь-бабочка.

В 1899 году на фабрике случился пожар. Убытки казались катастрофическими. Но, как птица Феникс, Маршак буквально возродился из пепла. Он заново отстроил и расширил помещения, закупил новое оборудование, изменил подход к организации работы, чтобы сотрудники работали эффективнее, а уставали меньше – надо сказать, фабрика всегда отличалась бережным отношением к людям.

Брошь в форме головы птицы.

Иосиф Маршак занимался обучением молодых ювелиров. Фабрика за годы своего существования выпестовала не меньше трех сотен учеников – и учениц. Иосиф Абрамович был активным сторонником женского образования. Многим из них в дальнейшем он предоставил и рабочие места, первым в стране допустив женщин к работе на ювелирной фабрике – Маршак считал, что мастерицы обладают лучшей концентрацией и работают аккуратнее. К тому же ему самому на заре карьеры помогала любимая супруга… Кроме того, ювелир открыл в Киеве ремесленную школу и содержал на свои деньги хедер. Он много путешествовал, всю жизнь не переставал учиться новому, регулярно переоснащал производство по последнему слову техники, трепетно относился к моде – ведь нужно соответствовать желаниям публики! Изделия фабрики были призваны не только украшать, но и вызывать возгласы удивления. Фабрика же тем временем «разрослась» почти до сотни мастерских и филиалов, а трудилось на ней сто пятьдесят мастеров! Маршака без тени заискивания называли «киевским Картье». Фабрика с годами начала выпускать не только драгоценности, но и часы, сервизы, лупы и перочинные ножики, памятные сувениры из благородных металлов… Предприятие Маршака достигло таких высот, что конкуренции с мастером не выдержал сам Фаберже. «Двум медведям в одной берлоге не место!» - ворчал великий Карл, покидая Киев. Однако, несмотря на жестокое соперничество, ювелирам удалось сохранить теплые дружеские отношения.

Кольцо и колье от ювелирного дома Маршак.

Чем же пленяли публику творения ювелирного дома Иосифа Маршака? Потрясающим качеством исполнения и смелостью решений, изобретательностью конструкции и красотой материала. Все самое лучшее – экзотический жемчуг и невероятной чистоты бриллианты, магические оттенки изумрудов и сапфиров… Некоторые украшения, созданные Иосифом Маршаком, по стоимости не уступали целому поместью. Но и «простым смертным» удавалось раздобыть что-нибудь «от Маршака» - декоративную шкатулку, булавку…

Современное и старинное кольцо от ювелирного дома Маршак.

В 1913 году Николай II посетил Киев в рамках празднования 300-летия дома Романовых. Ему преподнесли роскошные драгоценные дары, и все они были выполнены на фабрике Маршака. Особенно выделялась серебряная модель Педагогического музея – удивительно точная и тонко выполненная. Сохранились упоминания и о механической ювелирной модели парохода «Держава».

Осьминог - один из самых известных образов в украшениях возрожденного дома.

После революции фабрика Маршака была национализирована. Сам он скончался в возрасте шестидесяти четырех лет после тяжелой продолжительной болезни. Но его потомки – а в семье Иосифа и Лии выросло восемь детей! - успели уехать в Европу. Им удалось спасти от переплавки немало шедевров от переплавки. Продолжателями дела Иосифа Маршака стали его сыновья. В 1920 году его младший сын Александр открыл в Париже собственный ювелирный салон Marchak и принялся за создание украшений в модном тогда стиле ар деко, но с ноткой ностальгии по утраченной родине. Александр в свое время получил образование в Парижской школе искусств, а затем служил на австрийском фронте – разведчиком и военным фотографом. Непростой опыт, полученный в столь молодые годы, придавал художественному таланту младшего Маршака оттенок драматизма.

Украшения в стиле ар деко.

Еще один из сыновей Иосифа, Владимир, пытался открыть филиал ювелирного дома в Берлине – но не преуспел. После Второй Мировой бразды правления принял ювелир Жак Верже, благодаря которому ювелирный дом вышел на африканский и ближневосточный рынки. Верже предлагал женщинам роскошные, на грани допустимого, украшения – гроздья бриллиантов и изумрудов, слепящее сияние, целые ювелирные композиции, где сверкающие бабочки и цветы соревновались друг с другом в яркости оттенков… Особенно идеи Верже пришлись по вкусу обеспеченным американкам, но покорили сердце и марокканского короля Хасана II, заказы которого возрожденный дом Маршак выполнял на протяжении многих лет.

Украшения с отсылкой к ар деко.

Несмотря на свою сложную историю – постоянная смена владельцев, кризисы и даже банкротство! – бренд существует и по сей день. Сегодня он считается одним из самых прогрессивных благодаря использованию новейших материалов и технологий – как, быть может, и мечтал его основатель. Не так давно современные творения ювелирного дома Marchak стали доступны и в странах СНГ.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится