Джо Коломбо появился на свет летов 1930 года в Милане. При рождении он получил вполне консервативное итальянское имя Чезаре. Первыми «университетами» Коломбо стала собственная семья. Его отец владел фабрикой и интересовался новыми технологиями, а мать профессионально занималась музыкой. Семейное счастье этих ярких и успешных людей омрачила смерть старшего ребенка. Оттого особо бережны и внимательны они были к двоим своим младшим сыновьям – Чезаре и Джанни. Творческие стремления мальчиков всячески поощрялись. Это имело далеко идущие последствия: оба они стали художниками-бунтарями, ставшими во главе нового итальянского искусства.
Пока юноши взрослели и становились профессионалами, итальянская промышленность восстанавливалась после войны, а итальянский дизайн становился синонимом роскоши и идеального вкуса. Доминировала концепция «хорошего дизайна» - лаконичного и выверенного, основанного на строгой геометрии, эргономичного и… скучного. Молодым художникам и дизайнерам было не по вкусу в сотый раз придумывать «правильное» кресло! Так в Италии 50-60-х годов появились авангардные художественные течения, впоследствии распространившие свои дерзкие эксперименты и на дизайн. Чезаре – к тому времени уже называвший себя Джо – быстро нашел единомышленников среди молодых коллег и начал работать как архитектор для джазовых клубов. Он был влюблен в джаз… и в горные лыжи – что делало его идеальным проектировщиком и для горнолыжных отелей.
После смерти отца братья унаследовал его завод, но распорядились им по-своему, начав использовать отцовское предприятие и как плацдарм для своих дизайнерских опытов. Они пытались найти применение в производстве мебели новым, только еще появившимся материалам. Дерево? Текстиль? Скучно! Гораздо интереснее использовать фибергласс и пластик! Впрочем, спустя три года дуэт Коломбо забросил управление отцовским заводом. Джо решился открыть собственную дизайн-студию.
На дворе шумели бурные шестидесятые, мировые державы стремились обогнать друг друга в космической гонке, научная фантастика завоевывала умы, художники поп-арта начинали свои шокирующие практики с образами массовой культуры, яркими цветами и броскими формами… Идеальное время для Джо. В 1963 году он представил публике кресло Elda – и описать его не так-то просто. Странные, вызывающие, даже вульгарные, и в то же время футуристические формы в сочетании с классической структурой делают творение Коломбо похожим на замаскированного пришельца с другого конца вселенной. Неудивительно, что кресла Elda неоднократно снималось в фильмах о межгалактических странствиях!
Мебель того времени собиралась из нескольких деталей и сочетала в себе несколько материалов. Но возможно ли избежать трудоемкого процесса сборки? Коломбо начал разрабатывать идею монолитного стула из одного материала. Поиски длились целых два года. Начав с алюминия, за прошедшие сорок лет использования уже набившего всем оскомину, он перешел к формованной пластмассе, а в итоге создал яркий и забавный стул из полипропилена. Сегодня нас немного раздражает пластиковая мебель – она кажется слишком простой, слишком дешевой, но в те годы проект Коломбо стал настоящей революцией.
Его кресла-трансформеры – настоящий «объект желания». Они так и зовут владельца поиграть с их формой, и любой вариант использования, в первую очередь, радует глаз. Кресло Tube собрано из цилиндров, которые можно менять местами по своему усмотрению. Multi Chair можно соединять и разъединять, чтобы получилось кресло, стул, кушетка или подставка. Additional-System seating – это набор подушек странной формы, из которых можно собрать что угодно – кресло, кровать, диван…
Джо предрекал смерть нуклеарной семьи и возвращение к общинному существованию – то, о чем говорят социологи применительно к сегодняшним изменениям в западном обществе. Он еще в шестидесятые считал, что традиционные семьи, основанные на иерархии и консервативно-религиозном представлении о браке, скоро исчезнут, уступив небольшим группам, базирующимся на чувстве духовной и идеологической близости. Такие коллективы будут не только делить быт, но и совместно заниматься творчеством, созиданием и воспитанием детей. Кроме того, Коломбо предсказал постепенное исчезновение деления «дом/работа». Людям будущего, свободным в организации семьи, работы и отдыха, потребуется новое жилище! Поэтому дизайнер в последние годы жизни активно разрабатывал открытые пространства для проживания, легко модифицируемые, изменчивые и открывающие новые возможности для досуга. Никаких стен и перегородок, мебель собирается в функциональные блоки, складывается, трансформируется, передвигается без труда! Такой футуристический «жилой контейнер» публика увидела на выставке «Новое домашнее пространство» в 1971 году. Джо уже не услышал аплодисментов в свою честь…
Джо Коломбо жил, как рок-звезда, шокируя окружающих своим творчеством и смелыми высказываниями. Он не скрывал своих вредных привычек – трубка и стаканчик виски были неотъемлемой частью его, как бы сейчас сказали, личного бренда. Джо даже создал стакан, позволяющий одновременно курить и отхлебывать крепкие напитки! И, как рок-звезда, Джо Коломбо умер молодым. Его сердце остановилось в его сорок первый день рождения.
Одни проекты Джо Коломбо кажутся чем-то «из будущего» и в наши дни, другие – прочно вошли в нашу жизнь, третьи остались историческими курьезами. Однако за десять лет творческой жизни он радикально изменил само представление о дизайне и открыл путь многим другим авангардистам.