Вынуждены вас разочаровать: не было. Оказывается, во второй половине XIX — начале ХХ века, когда изобразительные искусства всё еще подчинялись довольно строгим правилам, производители поздравительных открыток «отрывались», как могли. Мы собрали для вас целую коллекцию необычных и абсурдных открыток, на которых елки целуются со снеговиками, свиньи танцуют с гномами, а Санта Клаус выглядит не таким уж милым и добрым.
Среди всех компаний, которые печатали новогодние и рождественские открытки в викторианскую эпоху, особенно выделяются две — Raphael Tuck & Sons и De La Rue. Но если первые чаще всего просто брали привлекательную картинку и украшали ее поздравительной надписью (иногда совершенно неподходящей), то вторые, похоже, сознательно выбирали чудаковатые изображения. De La Rue печатали поздравительные открытки на протяжении лишь одного десятилетия (с 1875-го по 1885-й), но за это время успели произвести внушительное количество изображений, вызывающих много вопросов.
Почему же вместо традиционных рождественских сюжетов De La Rue и подобные ей компании выбирали антропоморфных насекомых, цветочных фей и динозавров? Всё дело в том, что рынок поздравительных открыток в конце XIX века был перенасыщен. И, чтобы выделиться на общем фоне сказочных зимних пейзажей, белокурых ангелочков и милых котят с бантиками, De La Rue нанимали художников, которые могли создать нечто новое (к слову, эта компания была одной из очень немногих, кто сотрудничал с женщинами-художницами). А викторианцы старались купить к Рождеству как можно больше ненужных вещей (никого не напоминает?) и охотнее выбирали нестандартные изображения.
Кроме всего прочего, в то время открытки были источником визуальной новизны. Позволить себе купить картину могли далеко не все, а открытки были недорогими и красочными. Люди коллекционировали их, вставляли в рамки, обменивались ими. Это был способ поделиться с окружающими симпатичными или смешными картинками — приблизительно как сейчас Инстаграм.
Вернемся ненадолго к компании Raphael Tuck & Sons, которые печатали сотни открыток по самым разным поводам, не всегда заботясь о том, чтобы картинка хоть как-то соотносилась с текстом. В их наследии тоже можно отыскать немало странных открыток, хотя они и теряются в общем потоке. Чего только стоит оживший рождественский пудинг или собаки, играющие на волынках.
Частыми гостями на винтажных новогодних открытках были свиньи — символ наступившего 2019 года. Причем часто они изображались с мешочками денег или в окружении монет. Дело в том, что во многих тевтонских и скандинавских традициях свинья символизировала удачу и процветание. Так что, одаривая близких «свинскими» открытками, люди не имели в виду ничего плохого, а желали друг другу финансового благополучия.
А вот почему на рождественских открытках так много лягушек и насекомых, не совсем понятно.
Бонус: винтажная елочная игрушка. Если вы вдруг не догадались, это — котик.
В общем, теперь, когда вы будете пролистывать соцсети и наткнетесь на изображение, которое покажется вам дурацким или абсурдным, просто вспомните, что раньше люди дарили друг другу открытки с мертвыми птичками — и современный мир уже не будет казаться вам таким сумасшедшим.