Краснощекая кукла Тильда с маленькими глазками-угольками нравится всем детям, но это не детская игрушка, скорее, оберег, с которым в дом приходят благополучие и радость. Дом, котором живет Тильда, точно любим своим хозяином. Эту куклу придумала норвежская художница Тонни Финнангер — но она продает только выкройки и материалы: идея в том, чтобы каждый сшил свою Тильду сам, вдохнув в нее часть своей души.
История Тони Финнангер немного похожа на историю Золушки: девушка много работала, любила людей, слушала свою фею и поэтому у нее все получилось.
1999 году, когда Тони было 25 лет, она уже зарегистрировала свой бренд.
Сейчас она живет на небольшом острове на одном из фьордов Осло, рядом с ней всегда ее парень и ее собака. Иногда Тони грустит, потому что работы в ее жизни больше, чем всего остального, но в основном она счастлива, потому что обожает эту работу. Она уже не помнит, когда просто сидела: если сидит, значит, с каким-нибудь рукоделием. А подскочить в три часа ночи, чтобы зарисовать какую-нибудь идею для Тони вообще обычное дело.
Бабушка и дед
Тони почувствовала себя профессионалом в 17 лет: она училась в художественной школе и владелец ресторана по соседству предложил ей сделку: ты нам логотип и дизайн меню, мы тебе — бесплатные обеды. Это было довольно круто.
Потом она оформляла книги, делала интерьерные украшения. Потом переехала из Осло в провинцию, на море, и устроилась в небольшой магазин товаров для хобби. Тони думала, что эта ремесленная лавка — временная работа.
Вообще-то она собиралась иллюстрировать детские книжки и рисовать мультики.
Но все эти штуки для рукоделия невероятно ее увлекли, они были какими-то уютными, бабушкиными; чистое созидание, чистое добро.
Бабушка у Тони была удивительной, как Мэри Поппинс: элегантная, женственная, талантливая, она все время что-то придумывал и создавала. Она любила шить, и могла сделать что-то очень красивое из любой старой тряпки. Тони научилась у нее находить подход к любой ткани, шить, а главное, научилась любить вещи, которые сделаны не машинами, а руками.
Дед был под стать бабушке: профессор ботаники, он мог часами сидеть в своем кабинете, оформлять гербарии, клеить из бумаги сложные ландшафты. Тони завораживали все эти светящиеся коробочки и пестрые детальки. Тони вспоминает:
У бабушки и дедушки было внутреннее умиротворение, присущее людям, которые могут творитьчасами. И мне, творческому ребенку, досталось их благословение.
Появляется Тильда
У Тони оставался контракт с издательством на оформление книжек, она быстро его доделала и приступила к Тильдам. Успех пришел почти сразу.
Куклы в деревенском стиле были вроде бы совсем простыми и непритязательными, но почему-то совершенно прекрасными.
— Сделайте про них книгу, — предложил как-то художнице один из покупателей.
Она сделала две книги и придумала имя — в их семье имена девочек всегда начинались на «Т», Тони выписала на листочек все такие имена и выбрала самое красивое.
С книжками началось триумфальное шествие Тильды по миру: сразу же было раскуплено 25 000 экземпляров. Тони не возражает, когда по ее выкройкам люди делают кукол и продают их на рождественских ярмарках, ей это даже нравится.
Вечернее платье и резиновые сапоги
Тильда сделана из волшебных детских воспоминаний художницы. Больше всего куклы похожи на бабушку Тони: подчеркнуто женственные, на первый взгляд — безупречные, на второй — смелые и веселые. Тони часто представляет себе дом Тильды, в котором в дорогущей вазе стоит букет сорняков, а в простеньком кувшине красуются розы. Или как Тильда смело дополняет вечернее платье резиновыми сапогами и отправляется в гости:
У нее собственное видение красоты. В мире Тильды нет места серьезной жизни.
В доме Тони все примерно так же, как в воображаемом доме ее куклы: всюду разбросаны разные смешные штуки:
— Я все время приношу домой разные вещи, предметы, которые вдохновляют меня. Все это постоянно находится в работе.
Я уже поняла, что так, вероятно, будет всегда, от этого никуда не деться… Это приносит в мой дом не только хаос, но и уют и тепло, и мы любим его.