Эдвард Мунк создал свыше тысячи картин, многие темы повторяя в нескольких вариациях (например, «Крик» написан в четырёх версиях). Большинство тем — трагичны, их воплощение болезненно-эмоционально. Не случайно Мунка называют «сумрачным норвежским гением». Но всё было не так однозначно.
Эдвард Мунк был сложной и многогранной личностью. Несмотря на пережитые трагедии, психологические кризисы и попытку суицида, он всё-таки не был человеком, намертво погружённым в пучину депрессии. Этот человек любил жизнь, и его творчество, по-видимому, было отчасти личной психотерапией, помогающей справиться с душевными надломами. А ещё — философским исследованием сущности людей, изучением глубин человеческой психики и поиском путей к солнцу — из бездны. Поэтому есть и вещи (преимущественно пейзажи), в которых экспрессионист воспевает жизнь. Это, к примеру, такие произведения, как «Под яблоней», «Солнце», «Танец жизни». Впрочем, даже в этих работах в эмоциональную мелодию вплетаются нотки тревоги.
Биография Эдварда Мунка
Эдвард Мунк появился на свет 12 декабря 1863 года в небольшом городке Лётен в Норвегии. Его отцом был военный доктор — человек небогатый, но происходивший из семьи, известной в культурных кругах норвежского общества. Так, дед Эдварда был проповедником, дядя — историком, а одним из родственников был живописец Якоб Мунк (Jacob Munch), обучавшийся у знаменитого французского неоклассициста Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David).
Семья была бедной и часто перебиралась из одного недорогого жилья в другое, порой ещё более дешёвое. В квартирах, которые приходилось снимать, было сыро, не хватало света и воздуха. Из-за этого заболели туберкулёзом мама и старшая сестра Эдварда.
Мальчик рано потерял мать — в пять лет. Его воспитанием занялась старшая сестра Софи. Эдвард был сильно к ней привязан и пережил сильный душевный надлом, когда чахотка унесла и сестру. Ему в тот момент было пятнадцать.
Немалое влияние на психику подростка оказали и проповеди религиозного отца. Они заставляли ребёнка мучиться от ночных кошмаров с видениями ада.
Переживания детства и юности оказали сильное психологическое воздействие на Мунка и впоследствии отразились в творчестве художника.
Здоровье самого Эдварда Мунка тоже было хрупким, что мешало учебным занятиям. Тем не менее, в шестнадцать лет юноша поступил в технический колледж. Он продемонстрировал впечатляющие успехи в точных и естественных науках, но через год бросил обучение, чтобы воплотить мечту — стать живописцем. Это решение вызвало гнев отца, но другие родственники поддержали молодого человека, поскольку он обладал явным художественным даром. К тому же в роду уже был пример успешной карьеры на этом поприще.
В 1881 году юноша начал учиться в Королевской школе рисования. Через два года он представил публике свои первые работы, которые были написаны в традиционной реалистичной манере.
На полученную стипендию начинающий живописец отправился в Париж, где познакомился с новейшими тенденциями в искусстве. Он начинает экспериментировать, стиль молодого художника становится смелее. В итоге «Больная девочка» (1886), написанная в память об умершей сестре, стала новаторской и вызвала шквал критики. В этой работе уже заметна сильнейшая эмоциональность, которая станет ключевой в творчестве Эдварда Мунка. Картина пронизана чувством боли, безысходности и желания жить. Лишь позднее зрители оценили этот трагичный образ гибнущей юности.
В 1898 году художник снова отправляется во Францию. Наибольшее влияние на него оказали импрессионисты и пуантилисты.
В 1890-е годы стиль художника-экспрессиониста окончательно сформировался. После того, как в 1892 году его произведения высоко оценил влиятельный живописец-консерватор Адельстен Норманн (Eilert Adelsteen Normann), что было довольно неожиданно, критика стала благосклонней к молодому автору. Постепенно он завоёвывает признание.
В 1892-1893 году мастер начинает работать над своим знаменитым циклом «Фриз», в котором создаёт произведения на вечные темы, размышляя о любви и смерти. Именно в рамках этой серии был написан главный шедевр автора — «Крик» (1893).
Начало XX века прошло для Эдварда Мунка под знаком сильного душевного надлома из-за трагического романа с Матильдой Ларсен (Matilda Larsen), которую в дружеском кругу называли Туллой. Художник даже пытался застрелиться, но, к счастью, неудачно. В 1908 году он полгода провёл в психиатрической лечебнице. Возможно, сыграла роль и наследственность, так как вторая сестра мастера была больна шизофренией.
Тем не менее, поздние образы Мунка менее драматичны. Возможно, в это время художник, дважды оказывавшийся на грани жизни и смерти (сначала из-за попытки самоубийства, потом — заболев «испанкой») стал острее любить жизнь. Но отголоски тревожных настроений звучат и в его поздних произведениях.
Эдвард Мунк покинул мир 23 января 1944 года, прожив 80 лет. Последние его годы были неспокойны: фашистский режим, установившийся в период Второй мировой войны в Норвегии, сначала назвал творчество художника-экспрессиониста «арийским», но через некоторое время — «дегенеративным».
Мунк всерьёз опасался репрессий и конфискации картин, но этого не произошло: судьба сохранила наследие гения для потомков. Свои произведения живописец завещал городу.
Самые известные картины Эдварда Мунка
Картины Эдварда Мунка — предмет вожделения коллекционеров и преступников. Большая часть наследия художника-экспрессиониста хранится в музее Мунка. Значительной коллекцией располагает музей Стенерсена в Осло, откуда в 2018 году были украдены сразу шесть произведений гения. К числу наиболее известных работ художника относятся:
- «Крик» (1893). Знаковая картина Мунка, известная в четырёх вариациях. Одна из них находится в частных руках, причём на момент продажи в 2012 году был установлен рекорд: на тот момент это была самая дорогая работа в истории открытых аукционов. Коллекционер приобрёл «Крик» за $119,9 млн.
- «Танец жизни» (1899). Неоднозначная вещь, в которой мелодия жизнелюбия оттенена нотами скрытой угрозы и тревоги.
- «Мадонна» (1894). Скандальное произведение, в котором живописец максимально очеловечил и десакрализировал каноничный образ.
- «Меланхолия» (другие названия — «Ревность», «Вечер») (1894). На картине изображён друг автора — Яппе Нильсен, переживающий любовную трагедию. Считается, что это одна из первых работ, воплотивших характерные особенности стиля Мунка.
- «Вечер на улице Карла Юхана» (1892). Философская вещь. Художник идёт против толпы, наперекор течению. Звучит тема одиночества, нонконформизма, столкновения с враждебным миром.
- «Солнце» (1916). Одна из поздних работ Мунка, воплощающая сияние жизни и стремление человечества к свету. Но сияние это чрезмерно яркое, обжигающее, слепящее, поэтому многим критикам оно кажется «адским».
Творчество Эдварда Мунка оказало огромное влияние на развитие искусства XX века, причём благодаря «Крику» это влияние вышло за пределы живописи и распространилось на другие сферы культуры, включая литературу и кинематограф. Идеи, заложенные Мунком, отражаются и в работах современных творцов.