Девушкам из императорской семьи с детства подбирали «партию» среди великих князей и принцев в России и за рубежом, и их свадьбы были делом государственной важности. Каждая деталь церемонии была прописана до мелочей, и облик невесты был одним из самых важных моментов в этот день.
Самым строгим канонам должны были следовать невесты «первого круга» семьи, то есть в будущем могли претендовать на престол. Тяжелым испытанием был не только сам обряд, где на любую неловкость смотрели на дурное предзнаменование, но и свадебный наряд, причем в буквальном смысле.
Правила «свадебного дресс-кода» регламентировал император Николай I в 1834 году, причем они касались даже гостей церемонии. Подвенечные наряды по конструкции были одинаковыми, но разрешалось менять фасон, вышивку и отделку по моде и собственному вкусу.
Свадебное платье шили из серебряной парчи, украшали драгоценными камнями и объемной вышивкой, к нему полагался длинный шлейф и мантия из горностая. Надеть его самостоятельно, без помощи придворных дам, было делом совершенно невозможным.
Во время венчания в церкви девушка должна была надевать венчальную корону, а поверх нее - бриллиантовую диадему. Также носили парадные серьги и колье.
В Алмазном фонде в Москве сегодня хранится единственная оставшаяся в России венчальная диадема Романовых, в которой выходила замуж императрица Мария Федоровна, супруга Павла I, а затем и другие девушки императорской семьи.
Она выполнена в форме кокошника, с огромным розовым бриллиантом в центре. Всего же в диадеме 175 крупных индийских бриллиантов и более 1200 мелких в круглой огранке. Центральный ряд украшен свободно висящими крупными бриллиантами в форме капель.
Украшения невест могли быть как фамильными, так и специально заказанными. Так, великая княжна Елена Владимировна, внучка императора Александра II и двоюродная сестра Николая II, выходила замуж за греческого принца Николая в бриллиантовом кокошнике от Cartier и бриллиантовом украшении корсажа в форме банта.
В общей сложности такой наряд весил 25-30 килограмм, и даже стоять в этом снаряжении целый день было нелегкой задачей, а ведь нужно было двигаться! Иногда обессилившую невесту просто несли на руках.
По традиции, все свадебные платья невесты из дома Романовых жертвовали церкви на благотворительность. Так поступали все девушки, кроме одной: Александры Федоровны, последней императрицы России, супруге Николая II. Она решила оставить наряд себе, и потому ее платье сохранилось до наших дней (его можно увидеть на выставке в Эрмитаже). Тем не менее, многие из ее окружения не одобрили этого и считали, что отрицание традиций принесет семье несчастье.