«Вид на острове Валааме», «Корабельная роща» и др: все оттенки леса на картинах Ивана Шишкина
445
просмотров
Иван Шишкин (1831-1898) знаменит своими лесными пейзажами, его даже называли “лесной богатырь”. Лес на всех его полотнах не дремучий, таящий опасность, а родной, пронизанный солнечным светом.

Сосна на скале, 1855

Сосна на скале, 1855

Этот ученический этюд студента Московского училища живописи и ваяния приобрел Русский музей, главное петербургское хранилище русского искусства. Окрыленный успехом Шишкин переехал в Петербург и продолжил учиться в Академии Художеств.

Вид на острове Валааме (Местность Кукко), 1859

Вид на острове Валааме (Местность Кукко), 1859

Студентом он бесконечно ездил по лесной скалистой Карелии и писал с натуры. За эту картину в 1860 году он получил большую золотую медаль Академии и «пенсию» на поездку в Европу.

Вид в окрестностях Дюссельдорфа, 1865

Вид в окрестностях Дюссельдорфа, 1865

Эту картину Шишкин написал в Германии по заказу коллекционера Николая Быкова. За полотно петербургская alma mater присвоила ему звание академика. Вскоре, заскучав по родным пейзажам, художник вернулся в Россию.

Рожь, 1878

Рожь, 1878

На одном из набросков к полотну автор написал: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство». И действительно, пейзаж более знакомый и родной для русского человека сложно придумать. Шишкин подглядел натуру в родном городе Елабуга (ныне республика Татарстан). Картина участвовала в выставке художников-передвижников и Павел Третьяков тут же купил ее.

Ручей в березовом лесу, 1883

Ручей в березовом лесу, 1883

Шишкин много общался с художниками-передвижниками, приверженцами реализма и народных сюжетов в живописи, и часто участвовал в передвижных выставках. Его близкий друг Иван Крамской, написавший несколько шишкинских портретов, говорил, что его коллега как пейзажист «неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор…»

Уголок заросшего сада. Сныть-трава, 1884

Уголок заросшего сада. Сныть-трава, 1884

В Дюссельдорфской школе живописи Шишкину привили особую любовь к миру естественной, непарадной стороны природы. Поэтому этюды, напоминающие фрагменты картин, все же являются самостоятельным произведением, написанным с вниманием к деталям.

Лесные дали, 1884

Лесные дали, 1884

Шишкин был настоящим трудоголиком, но погрузиться в работу все сильнее и сильнее его заставили печальные обстоятельства - сначала из жизни ушла его первая жена, мать его детей. А потом, женившись второй раз, он снова испытал ту же боль утраты.

Дубы. Вечер, 1887

Дубы. Вечер, 1887

В картинах 1880-х видно, как растет мастерство Шишкина. Уже признанный художник не перестает изучать природу. «В художественной деятельности, в изучении натуры, никогда нельзя поставить точку, нельзя сазать, что выучил это вполне, основательно, и что больше учиться не надо», - писал он.

Утро в сосновом лесу, 1889

Утро в сосновом лесу, 1889

Это, безусловно, самая известная его картина. Работу горячо приняли современники, и известный коллекционер Павел Третьяков купил ее для своей московской галереи. В СССР картину растиражировали, поместив на обертку конфет «Мишка косолапый» - так что ее и по ей день прекрасно знает каждый русский школьник.

Зима, 1890

Зима, 1890

Шишкин редко обращается к зимней тематике, предпочитая зеленое буйство красок. И даже на этом почти монохромном полотне, кажущимся мрачным, одна из главных деталей - голубое небо. 

На севере диком, 1891

На севере диком, 1891

Эта картина - буквально воплощение русского литературного романтизма в живописи. Она названа в честь стихотворения поэта-романтика Михаила Лермонтова, которому послужила иллюстрацией: «На севере диком стоит одиноко/ ‎На голой вершине сосна»...

В лесу графини Мордвиновой. Петергоф, 1891

В лесу графини Мордвиновой. Петергоф, 1891

В 1892 году уже почетного профессора Шишкина пригласили руководить пейзажной мастерской при Академии Художеств.

Корабельная роща, 1898

Корабельная роща, 1898

Но спустя шесть лет он скончался прямо за мольбертом. Эта одна из последних картин  Шишкина, где он использует свой излюбленный прием - «обрезает» верхушки деревьев. Таким образом лес кажется еще более объемным, а зритель может почувствовать себя ближе к лесной чаще.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится