Он был женат на одной из самых красивых актрис, которую называли русской Брижит Бардо, – Наталье Кустинской. В его жизни было много крутых поворотов, которые могли бы ему стоить жизни и свободы. А в 57 лет Юрий Чулюкин погиб на кинофестивале в Африке при загадочных обстоятельствах, до сих пор вызывающих споры о том, не было ли это убийством…
Загадки сопровождали его с момента появления на свет. Он родился в 1929 г. в Москве. Долгие годы за его спиной шептались о том, что его настоящим отцом был не тот человек, фамилию которого он носил – Юрий с детства был как две капли воды похож на актера Михаила Астангова, у которого в ГИТИСе училась его мать. Однако в семье эта тема никогда не обсуждалась, и это осталось тайной. Позже первая жена Юрия Чулюкина, актриса Наталья Кустинская рассказывала: «Говорили, что Юра не сын Степана Чулюкина. Однажды мы с Юрой зашли в магазин «Армения» на Тверском бульваре и встретили Михаила Фёдоровича. Чулюкин замер и долго-долго на него смотрел. Одно лицо! Но Юра и свекровь со мной никогда не говорили на эту тему, она была закрыта».
В юности Юрий Чулюкин попал в плохую компанию и оказался замешанным в убийстве. Его судили, он попал в тюрьму, но вскоре был оправдан и освобожден. Правда, из-за избиений сокамерников он потом всю жизнь страдал болезнью почек. Пережитое сильно повлияло на его мировоззрение – Чулюкин остепенился и увлекся театром и кино. Прежде чем прийти в режиссерскую профессию, он был учеником художника в Центральном детском театре и руководил художественной самодеятельностью на Московском заводе киноаппаратуры.
В 1956 г. 27-летний Юрий Чулюкин окончил режиссерский факультет ВГИКа и некоторое время работал на телевидении, где снял десятки очерков. Спустя 2 года он пришел на киностудию «Мосфильм». Первая же режиссерская работа Чулюкина – «Неподдающиеся» – принесла ему невероятный успех и признание зрителей. Изначально фильм не задумывался как комедия – предполагалось, что он поднимает серьезную тему о перевоспитании лентяев в трудяг, но на первом же закрытом показе зрители хохотали до упаду, и название фильма, как и его жанр, пришлось пересмотреть. Так производственная драма «Жизнь начинается» превратилась в комедию «Неподдающихся». Интересно то, что в одном из эпизодов снялся сам режиссер, но зрители об этом не догадывались – в кадре были видны только его ноги, отбивающие чечетку (говорили, что этим стилем танца он владел в совершенстве).
Следующей режиссерской работой Чулюкины были легендарные «Девчата». Актрис на главные роли утвердили не сразу. Николай Рыбников настаивал, чтобы Анфису сыграла его жена Алла Ларионова, но режиссер предпочел ей Светлану Дружинину, чем актер остался очень недоволен. Как и худсовет, который не хотел утверждать Дружинину по одной причине – по их мнению, от такой красавицы главный герой никогда бы не ушел к Тосе. Режиссер настоял на своем, правда, из финальной версии фильма пришлось вырезать все крупные планы Анфисы.
На роль Тоси претендовала его жена – юная студентка ВГИКа Наталья Кустинская, одна из самых ярких и красивых актрис того времени. Чулюкин оказался между двух огней – он уже пообещал жене, что снимет ее в этом фильме, но понимал, что для роли поварихи Тоси она совсем не подходила по типажу. В результате он начал снимать Надежду Румянцеву, даже не предупредив Кустинскую, чем вызвал ее гнев. Позже актриса рассказывала: «Лишь однажды попросила у мужа роль – Тоськи в «Девчатах». Он засмеялся: «Если бы такая девушка появилась в леспромхозе, все мужики сошли бы с ума». Но дал честное партийное слово, что роль будет моя. И вдруг узнаю, что Тоську уже играет Надя Румянцева! Как я плакала! А Юра, хоть и обманул, вины не чувствовал: «Мне нужна жена, а не актриса номер один».
Наталью Кустинскую он снял только в одном своем фильме – «Королевская регата», который не пользовался большим успехом у зрителей. После такого яркого старта все ждали от молодого режиссера новых кинохитов, но ни один из его последующих фильмов не мог сравниться с «Девчатами».
Вскоре после съемок «Королевской регаты» Наталья Кустинская подала на развод – тогда у него случился роман с другой актрисой. Их брак и до этого нельзя было назвать счастливым. Чулюкин всегда безумно ревновал жену, из-за чего не хотел ее снимать и устраивал сцены, когда ее приглашали другие режиссеры. Он мог неожиданно приехать на съемки фильма, в котором была задействована Кустинская, чтобы проверить, не появился ли у него соперник. Он часто ей повторял: «А зачем мне надо, чтобы ты снималась? Ты же будешь актриса номер один! Тогда ты меня бросишь…». Но брак распался спустя 8 лет из-за его измены. Второй женой режиссера стала актриса Людмила Смирнова, которую он снял в 3-х своих фильмах. Правда, детей у Чулюкина не было ни в первом, ни во втором браке.
Обстоятельства внезапной гибели режиссера были еще более загадочными, чем тайна его рождения. В 1987 г. 57-летний режиссер с группой актеров отправился на кинофестиваль в Мозамбик, где представлял свой фильм «Поговорим, брат…» на неделе советского кино. Однажды утром его нашли мертвым в шахте лифта высотной гостиницы, где остановилась советская делегация. По заключению местных медиков, смерть наступила в результате падения с большой высоты, и официальной версией было самоубийство либо несчастный случай. Однако для того, чтобы сводить счеты с жизнью, тем более таким странным способом, у Чулюкина не было никаких причин.
Спустя годы актриса Инна Макарова обнародовала свою версию случившегося: «В гостинице у лифта он заступился за Ирину Шевчук, которая стала объектом приставаний африканцев. Думаю, из политических соображений расследования не было».